Профилактика подросткового суицида: памятка родителям

Алсу САФИНА

25 Марта 2016

В СМИ то и дело появляется информация об очередном случае суицида среди подростков. Известия о трагедиях приходят из разных городов страны. Что может подтолкнуть ребенка на такой шаг? Причины могут быть разные: неразделенная любовь, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, конфликты в семье и другие.

В особом напряжении сейчас находятся девятиклассники и выпускники школ, которых вскоре ожидают серьезные испытания. К сожалению, известны случаи, когда подростки в период прохождения государственной итоговой аттестации пытались покончить с собой от стресса и нервного срыва. Именно в этот период родителям важно выстроить доверительные отношения с детьми и поддерживать их психологически.

Крик о помощи

«Детский суицид – это всегда сила и слабость нервной системы, которые определяются уже при рождении. И только родители знают, сильная у их ребенка нервная система или нет», - отмечает руководитель Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток», психолог высшей категории Татьяна Баширова. По ее словам, если ребенок импульсивный, несдержанный, нетерпеливый, тревожный, разговаривает или кричит во сне – это показатель слабой нервной системы.

Специалист обратила внимание еще на один важный момент – генетику. «Ни один родитель не будет рассказывать учителю или психологу о том, были ли в роду случаи суицидов. Я предупреждаю родителей: если такое было, нельзя ни в коем случае говорить об этом ребенку, но нужно быть особо внимательными к нему», - отмечает специалист. «Во время стрессовых ситуаций нужно не давить на ребенка, а пытаться поговорить с ним, - уверена Татьяна Баширова. - Важно, чтобы родитель, общаясь с ребенком, особенно делая замечание или ругая, не делал этого сверху вниз, надо сесть рядом, напротив, глаза в глаза, еще лучше – взять руки ребенка в свои ладони и, глядя в глаза, начать разговаривать».


По словам Татьяны Башировой, у детей и подростков под влиянием импульсов может возникнуть желание напугать родителей. «Но ведь эта игра не всегда контролируемая», - отметила специалист.

«Любая попытка суицида или разговор об этом – крик ребенка о помощи, когда он уже не видит никакого другого выхода. Конечно, это могут быть манипуляции со стороны ребенка, но все равно это говорит о крайней степени накала ситуации, в которой он оказался. Он не видит выхода, ресурсов, сил, возможностей, чтобы изменить ситуацию», - отметила педагог-психолог высшей категории средней общеобразовательной татарско-русской школы №23 с углубленным изучением отдельных предметов Ново-Савиновского района Казани Виктория Роженко.

Детский участковый психиатр ГАУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница им.Академика В.М.Бехтерева МЗ РТ» Диана Вахитова в свою очередь обратила внимание на рост психических расстройств у детей. «Дети буквально живут в гаджетах: смартфонах, планшетах. Им легко уйти туда, там их никто не ругает. Они быстро погружаются в виртуальный мир. Отсюда идет многое: и зависимость, и объединение в различные сообщества и т.д.», - отметила она. По ее словам, вторично это также может стать причиной трагедий.

Диана Вахитова рассказала, что с 2014 года введен осмотр детей в годовалом возрасте (впоследствии они проходят осмотр перед детским садиком или в три года, перед школой). «Приведу пример. Дети в норме в годовалом возрасте должны говорить 10-15 слов. Сейчас таковых единицы. Зато дети прекрасно знают, что такое планшет, телефон, быстро реагируют, если у мамы во время приема зазвонил телефон. Это искусственно больные дети. Естественно, идет задержка речевого развития», - рассказала о печальной тенденции Диана Вахитова.


По ее словам, важно, чтобы родители занимались детьми, несмотря на то, что много работают и практически не остается свободного времени. Однако часто позиция родителей звучит следующим образом: «Мы зарабатываем деньги». В то же время есть достаточное количество мам-домохозяек, но при этом нельзя сказать, что их дети очень хорошо подготовлены к школе. «Ребенка нужно не только одеть и обуть. Им важно заниматься, его надо воспитывать, нужно уделять внимание ему и его развитию», - уверена специалист.

«Детей надо занимать, это великий труд. Да, многое зависит от преподавателей в школе, но никто не заменит семью», - добавила она. К примеру, по ее словам, во время отпуска надо проводить время с ребенком, отдыхать вместе, пусть даже и не на зарубежных курортах, а на даче.

«Меня никто не понимает»

О том, что с ребенком не все в порядке, что он находится в кризисном эмоциональном состоянии, может свидетельствовать множество признаков, отметила педагог-психолог Виктория Роженко. Например, ребенок замыкается, не идет на контакт, реагирует остро на какие-то ситуации, он вспыльчивый, совершает импульсивные, необдуманные поступки. Также у ребенка могут быть пессимистичные мысли, из его уст могут звучать такие фразы, как «У меня ничего не получится», «Я не смогу». Он сосредотачивается на эмоциональной проблеме, застревает на ней. Это состояние может проявляться и на физиологическом уровне в виде нарушения сна, повышенной утомляемости и т.д.

По словам педагога-психолога, стрессовая ситуация может выбить из колеи ранимого, эмоционально чувствительного ребенка, а также того, который относится требовательно к себе и не допускает права на ошибку. «У ребенка есть определенные сформированные образцы поведения. Если ситуация меняется и образец поведения, который он раньше использовал, не подходит, может возникнуть сложная для него ситуация», - добавила Виктория Роженко.


Такие слова ребенка, как «Все бессмысленно», «Я не понимаю, зачем жить», «Лучше б меня не было», «Меня никто не понимает», «Я никому не нужен» - маркеры, которые должны насторожить родителей, уверена специалист. По ее словам, сначала можно обратиться школьному психологу. Если он увидит, что есть серьезные нарушения, эмоциональные затруднения, ребенок находится в пограничном состоянии, то перенаправит к специалисту медицинского профиля.

В каких случаях родителям стоит задуматься о том, что необходимо обратиться с ребенком к специалисту? «Бывает, что ребенок перестает за собой следить, ему все равно, во что он одет. Обратите внимание, если ребенок перестает нормально есть, отказывается делать уроки, перестает выходить из дома или наоборот дома его не застанешь», - рекомендует детский участковый психиатр Диана Вахитова. Кроме того, по ее словам, надо обращать внимание на то, с кем контактирует ребенок, и знать родителей его одноклассников.

Руководитель Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток», психолог Баширова считает, что следует обращаться к психологу в том случае, когда родители знают, что у их ребенка слабая нервная система (например, он родился недоношенным, с родовыми травмами и т.д.).

«Сейчас много появилось биотехнологий, с которыми работают неврологи, психологи и клинические психологи и которые укрепляют нервную систему, такие как биологическая обратная связь. Если психолог порекомендует, надо походить на такие занятия, особенно осенью и весной. Эти занятия укрепляют нервную систему», - рассказала Татьяна Баширова.

Она также посоветовала дважды в год – весной и осенью – проходить профилактические осмотры у невролога.

Подготовка к ЕГЭ: сопровождать ребенка, а не направлять

То, что подготовка к экзаменам добавляет выпускникам нервозности и тревожности, очевидно. Как отметила педагог-психолог высшей категории средней общеобразовательной татарско-русской школы №23 с углубленным изучением отдельных предметов Ново-Савиновского района Казани Виктория Роженко, неслучайно сдачу ЕГЭ называют ситуацией социально-интеллектуальной ответственности. «Сдача экзамена – стресс для ребенка, это ситуация проверки знаний, в которой решаются серьезные задачи на перспективу. На ребенка ложится ответственность, он испытывает прессинг от того, что может не оправдать ожиданий родителей», - отмечает Виктория Роженко.

Педагог-психолог уверена, что в любом случае в такой стрессовой ситуации нужно выстроить доверительные отношения с ребенком, поддержать его, сосредоточиться на его сильных сторонах, создать ситуацию успеха, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе. «Зачастую в нашей культуре, в системе воспитания принято сначала ругать ребенка, обращать внимание на ошибки. Надо, напротив, опираться на сильные его стороны, сделать так, чтобы он поверил в себя, чтобы знал: даже если у него что-то не получилось, его любят, поддерживают, у него есть опора, а любая неудача - это не конец, а этап в жизни, опыт, пусть и негативный. Этот опыт позволит извлечь урок, чтобы двигаться дальше», - рассказывает Виктория Роженко.


Педагог-психолог призывает родителей не повышать тревожность ребенка в течение всего процесса подготовки к экзаменам и накануне них и отслеживать свое состояние. «Родители не сдавали сами ЕГЭ, эта ситуация для них незнакомая, а потому тревожная и полна страхов. Но нужно понимать, что дети в школе пишут пробные экзамены, прорабатывают эту ситуацию с учителями», - пояснила специалист.

Она также отметила, что важно следить за самочувствием ребенка, за тем, чтобы он не переутомлялся и не перегружался, выстроить режим подготовки и отдыха, поддерживать правильное питание ребенка. «Главное - идти рядом. Не углублять, не направлять, не жестко контролировать, а сопровождать ребенка. И поддерживать связь с учителями, чтобы видеть этот весь процесс многосторонне», - подытожила Виктория Роженко.


«Когда взрослый говорит ребенку: «Вот не сдашь, тогда все!», он понимает, что такое «все» – значит, его сын или дочь не поступит в вуз. А ребенок не понимает этого, для него родительское «все» - буквально все, за этим нет жизни», - продолжает психолог высшей категории Татьяна Баширова. Поэтому готовясь с ребенком к экзаменам, надо всегда рисовать перспективу, уверена специалист, причем проговаривать несколько путей развития событий в случае, если ребенок не сдаст ЕГЭ. Можно объяснить: «Государственный экзамен – первое серьезное испытание, в твоей жизни их будет много. Мы, твоя семья, будем с тобой, поддержим тебя эмоционально. Если случится, что ты не сдашь экзамены так, как ожидал, ничего страшного не случиться». Вообще, родителям в этот непростой для их детей период надо больше говорить о позитивном, будущем.

Татьяна Баширова напомнила о важности спорта, причем неважно, фитнес ли это, футбол, бокс, аэробика или что-то другое - у ребенка должна быть возможность дать выход эмоциям через физическую нагрузку.

Психолог рекомендует также в выходные дни находить два-три часа, чтобы с семьей выезжать за город, подышать воздухом. Специалист подчеркнула: доказано, что наблюдение за горизонтом гармонизирует личность.

В этот период важны и витамины. Посоветовать, какие из них следует принимать, а также аминокислоты, которые питают мозг кислородом, может невролог.

Комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
мультимедиа
«Бои по правилам TNA» на кубок TATNEFT Конференция по актуальным вопросам формирования антикоррупционных стандартов и их применения Сольный концерт Зарины Вильдановой Татарча КВН Волгоградский хендбайкер Алексей Костюченко – посол мира международного велопробега П/к посвященная совершенствованию акушерской службы РТ П/к, посвященная результатам экологического мониторинга реки Казанка П/к посвященная внесению изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» Интервью уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской П/к  посвященная особенностям приемной кампании  Казанского ГМУ в 2016 году. Муфтий Татарстана запустил в печать отредактированную версию «Казанского Корана» П/к посвященная II Республиканскому фестивалю-конкурсу «Национальная торговая марка» П/к посвященная реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения
Лучшие материалы

Пришло время качества

Профилактика подросткового суицида: памятка родителям

Рустем АБЯЗОВ: «Главное – заманить слушателя в зал»

Марат АХМЕТОВ: «В сельском хозяйстве должно везти с погодой»

«МЕГА Казань»: в новую десятилетку с новой концепцией

Реклама.