Мониторинг зрителя или как продавать билеты в театр

Айсылу ХАФИЗОВА

3 Октября 2016

Руководители академических театров Татарстана и первый заместитель министра культуры РТ рассказали о принципах работы со зрителем, способах мониторинга, репертуарной политике и наиболее эффективных способах продаж билетов на спектакли.

Осень – пора открытия сезонов в республиканских театрах. Нынешний театральный сезон 2016/17 богат на юбилеи: 225 лет театру Качалова, 110 лет театру Камала, 85 лет казанскому ТЮЗу, 30 лет татарскому ТЮЗу имени Кариева. Нынешняя театральная афиша предлагает зрителю не только премьеры, но и многочисленные акции и флешмобы, эксклюзивные юбилейные мероприятия, приезд именитых столичных артистов, привлекающие не только заядлых театралов. Несмотря на то, что цены на билеты в театры Казани составляют в среднем 400 рублей (это в 10 раз меньше, чем в театрах Москвы), не каждый казанец может себе позволить посетить все спектакли и юбилейные торжества. О том, как сделать театр более доступным для зрителя, корреспонденту «Татар-информ» рассказали художественный руководитель КАРБДТ им. В. И. Качалова Александр Славутский, директор ТГАТ им. Г. Камала Ильфир Якупов, а также первый заместитель министра культуры РТ Эльвира Камалова.

О том, какие виды мониторинга зрителя реализуются в современном театре, мы спросили руководителей и пресс-секретарей двух академических театров Казани – КАРБДТ им. В.И. Качалова и ТГАТ им. Г. Камала. 

Как рассказал пресс-секретарь театра Камала Ильшат Латыпов, в театре существует три вида электронного мониторинга зрителя: посещаемость сайта (определение пола и активности зрителя в акциях), регистрация пользователей, покупающих билеты, на сайте театра и система продажи билетов «Лента», позволяющая анализировать спрос на определенные места в зале. Камаловцы также 3–4 раза в год «вживую» анкетируют зрителя. 

«В ходе опроса мы узнаем не только пол, возраст зрителей, но и как часто они посещают театр, откуда узнают о репертуаре, что влияет на их выбор спектакля, какой у них любимый спектакль, что бы они хотели изменить в работе театра и другое. По итогам подобных опросов мы вносим коррективы в деятельность театра. Кстати, подобное анкетирование мы запланировали как раз в этом сезоне», – сказал Ильшат Латыпов.

Напомним, в нынешнем сезоне театр Камала первым из театров республики внедрил электронную продажу билетов через соцсети. Решение позволило связать сервис онлайн-продаж билетов на сайте со страницей театра Камала «ВКонтакте», установив на них приложение, позволяющее быстро и удобно приобретать билеты на спектакли. В ближайшем будущем подобное приложение будет адаптировано для аккаунта Камаловского театра в Facebook. Напомним, проект онлайн-продаж билетов в театре имени Г. Камала стартовал 13 сентября 2013 года. Если в первые месяцы после старта проекта количество проданных билетов исчислялось в сотнях, то сейчас более тысячи билетов приобретается на сайте театра ежемесячно.

«Действительно, мы зондируем, смотрим. На сегодняшний день это элементарно – посмотреть, где сколько покупают, где и по какой цене быстрее билеты заканчиваются. Вы удивитесь, самыми первыми заканчиваются дорогие билеты. У нас 7 поясов цен на билеты. Самыми первыми заканчиваются за 1200, за 1500, за 600 рублей», – прокомментировал директор ТГАТ им. Г. Камала Ильфир Якупов.
С недавнего времени в театре Камала начали внедрять хорошо зарекомендовавший себя в успешных компаниях CRM. Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM, CRM-система, сокращение от Customer Relationship Management) – программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с клиентами для повышения уровня продаж и улучшения обслуживания путем сохранения информации о них. 



По данным мониторинга, в базе театра более 20 тысяч человек (те, кто купил билеты через интернет), причем, женщин на сайте театра зарегистрировано почти в два раза больше, чем мужчин. В партере билеты продаются лучше, чем на балконе, даже несмотря на солидную разницу в стоимости. Исходя из посещаемости того или иного места, того или иного спектакля, формируются ценовые пояса в зрительном зале и ценовые категории для спектаклей.

Статистика посещаемости театра Камала за 2016 год:



Как рассказали в пресс-службе КАРБДТ им. В.И.Качалова, главный мониторинг и сейчас, и в советское время  – то, как зрители покупают билеты. «Мы видим, на какие спектакли билеты продаются лучше, на какие – труднее. Кроме того, мы периодически проводим анкетирование и встречи-обсуждения со зрителями», – заметил художественный руководитель театра Александр Славутский.
По его словам, основная аудитория театра – это студенты, учителя, интеллигенция. Поэтому цена на билеты в театр Качалова минимальная – 250 рублей. «Каждый год цены двигаем по капельке. Я стараюсь держать до упора. Хотя при нашей хорошей заполняемости мы могли бы продавать билеты гораздо дороже», – отметил Славутский. «У нас, например, в театре билеты дешевле, чем в кукольном театре. Кукольный театр продает билеты до 500-600 рублей. У нас самые дорогие билеты – 250 рублей, хотя мы работаем не 40 минут, как детский спектакль, а у нас артисты работают 2 часа с оркестром, со всей труппой. Но мы не хотим поднимать, потому что люди не могут себе этого позволить. Время не такое простое сейчас», – пояснил худрук качаловского. 

    

Какие продажи эффективнее – через интернет или уполномоченных?

Как сказали в театре Камала, эффективнее осуществлять продажи в комплексе. «Молодой аудитории удобнее покупать в Интернете, их потребность мы полностью удовлетворяем продажами на сайте, «ВКонтакте» и других онлайн-площадках. Уполномоченные же охватывают аудиторию постарше », – утверждает пресс-секретарь театра Камала Ильшат Латыпов.

В русском академическом театре наблюдается большая эффективность по продажам билетов через уполномоченных. Но, как утверждает PR-менеджер КАРБДТ им. В. И. Качалова Мария Дернова, будущее – за интернет-реализацией.

Какие акции для снижения цен на билеты проводит театр?

Театр Камала подобные акции проводит регулярно. 27 марта в Международный день театра ТГАТ анонсировал онлайн-продажи билетов со скидкой 25 процентов. «Знаете, 27 числа было продано 600 билетов только с нашего сайта. Такие акции в течение сезона проводятся, и есть люди, которые ждут эти акции, следят за ними, мы только рады», – сообщил Ильфир Якупов. Он добавил, что в середине октября с 16.00 до последнего клиента в кассе театра билеты будут продаваться обладателям специального флаера со скидкой в 10 процентов. Как рассказал Ильшат Латыпов, в театре прошла акция «Принеси старый билет и получи скидку 25процентов на новый», а также акция «Билет за стихи» к 130-летию со дня рождения Габдуллы Тукая. Для того, чтобы получить второй билет на спектакль «Молодые сердца» бесплатно (спектакль шел в день юбилея, 26 апреля 2016 года), необходимо было выполнить только одно условие: в кассе театра прочитать любое стихотворение Габдуллы Тукая.
«25 января этого года, в День студентов, мы объявили акцию «Студенческая среда», по которой учащиеся ВУЗов с ССузов дневного отделения могут приобрести билеты на спектакли, идущие по средам, за полцены. Акция приобрела популярность среди молодежи, и мы продолжим ее в новом сезоне», – сообщил пресс-секретарь. 

Как пояснила Мария Дернова, поскольку в театре Качалова и без того очень низкие цены на билеты, скидочные акции здесь не проводятся. Театр Качалова традиционно проводит благотворительные акции, бесплатно демонстрируя спектакли для малообеспеченных семей, пенсионеров, ветеранов. В юбилейный сезон качаловцы запустили проект «Встречи в Качаловском. Диалоги о театре». Бесплатные для зрителя творческие встречи с лучшими артистами труппы начнутся 16 октября и будут проходить ежемесячно в течение всего сезона.

Влияют ли результаты мониторинга на репертуар театра? 

Как утверждает Ильшат Латыпов, результаты мониторинга влияют в первую очередь на деятельность рекламного, PR-отдела и служб по работе со зрителем. На репертуар мониторинг влияет в меньшей степени. Мониторинг, как правило, показывает повальный интерес к татарской классике и комедиям. Однако, художественное руководство театра понимает, что для того, чтобы зритель развивался, а татарский театр был вписан в общемировой контекст, необходимо также ставить переводные пьесы, современную драматургию.

Если на спектакль нет спроса, его снимают с репертуара?

В театре Камала в случае снижения спроса, администрация театра проводит стимулирующие акции, призванные вернуть интерес к конкретным спектаклям: скидки, конкурсы, интервью с актерами и режиссером, видео-приглашения. Если акции не помогают восстановить спрос на необходимый уровень, то спектакль уступает место премьерным спектаклям. Так, в сезоне 2015/16 состоялось 3 премьеры на Большой сцене, столько же спектаклей было снято с репертуара в конце предыдущего сезона.

 «У нас пока не было такого прецедента. Все наши спектакли востребованы и экономически уже многократно оправдали затраты на постановку», – рассказала PR-менеджер КАРБДТ им. В. И. Качалова Мария Дернова.

Самоокупаемость театров и других бюджетных учреждений культуры – приоритетное направление стратегии развития не только в Татарстане, но и в России. Как считает первый заместитель министра культуры РТ Эльвира Камалова, то, что люди вкладывают свои немалые деньги и хотят пойти в театр, это вотум доверия. «Но наша задача – сделать так, чтобы соотношение цены и качества было абсолютно точечным, правильным и профессионально грамотным. Наша публика очень привередливая, она много чего знает. И мы должны сделать все возможное, чтобы зритель пришел в театр и получил тот продукт, который будет соответствовать его ожиданиям по уровню и качеству, по представленной палитре таланта, яркости постановки и т.д. », – утверждает Эльвира Камалова. По ее словам, мониторинг ценовой политики, возрастных и социальных категорий зрителя – это очень важно. Но мониторинг качества – это самое важное.


Комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
мультимедиа
Пресс-конференция IV республиканского форума социально ориентированных некоммерческих организаций Кадастровая палата, интервью с А.Ф. Абдрахмановым  Интервью с режиссером Оксаной Сенчуговой Передача высокотехнологичного медицинского оборудования для экстренного кровообращения для ДРКБ Восстановление Храма всех религий П/к посвященная совершенствованию акушерской службы РТ П/к, посвященная результатам экологического мониторинга реки Казанка П/к посвященная внесению изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» Интервью уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской П/к  посвященная особенностям приемной кампании  Казанского ГМУ в 2016 году. Муфтий Татарстана запустил в печать отредактированную версию «Казанского Корана» П/к посвященная II Республиканскому фестивалю-конкурсу «Национальная торговая марка» П/к посвященная реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения
Лучшие материалы

Пришло время качества

Профилактика подросткового суицида: памятка родителям

Рустем АБЯЗОВ: «Главное – заманить слушателя в зал»

Марат АХМЕТОВ: «В сельском хозяйстве должно везти с погодой»

«МЕГА Казань»: в новую десятилетку с новой концепцией

Реклама.