Я не «розовый идиот» и понимаю недостатки России, но это моя страна, мой дом – Александр Славутский

Ольга ГОЛЫЖБИНА

31 Октября 2016

В преддверие 225-летия казанского Русского драматического театра им.В.Качалова одна из старейших академических сцен России в середине октября этого года запустила цикл творческих встреч со своими артистами. Накануне вечером, 30 октября, на малой сцене театра состоялась долгожданная встреча с директором и художественным руководителем Качаловского, народным артистом России и Татарстана Александром Славутским. За время двухчасового диалога режиссер поведал залу о своем скандальном расставании с ростовским театром, неожиданном обосновании в Казани, основах актерской профессии, а также поделился взглядами на подлинный патриотизм и внешнюю политику Президента России.


Казань для режиссера изначально не была ни родным, ни желанным городом. Профессиональный путь Александра Славутского пролегал через всю Россию. Старт – учеба в студии при Челябинском театре имени Цвилинга, Щукинское и ГИТИС на курсе Андрея Гончарова, режиссура в Ростове и Москве, гастроли в Новосибирске и Хабаровске. К 33 годам Славутский уже был главным режиссером Читинского драмтеатра и создал вокруг себя довольно крепкий образ характерного, требовательного, и даже местами авторитарного руководителя. 
 
В это время на тот момент директору Качаловского – Григорию Первину порекомендовали Славутского как человека, который действительно сможет навести порядок и держать театр в руках. В первый визит Казань на маэстро впечатления не произвела: по номеру «полулюкс» гостиницы «Волга», в котором остановился Александр Славутский, бегали тараканы, за окном была осень, а вокруг – слякоть и грязь. После недолгих раздумий он покинул город. Однако в 1994-м вернулся вновь и больше уже родной Качаловский не покидал. 
 
Сейчас вторая редакция «Семейного портрета с посторонним» – спектакля, поставленного Славутским в его первый «качаловский сезон», до сих пор в репертуаре театра. А большинство тех, кому довелось работать здесь под руководством мастера, описывают его, скорее, как отца большой и крепкой семьи. В этот вечер Славутский предстал перед залом в компании своих молодых воспитанников: Ильи Петрова, Алексея Захарова, Александра Малинина, Максима Кудряшова, Алены Козловой и Ксении Храмовой. В кругу единомышленников режиссер с энтузиазмом рассказывал о прошлом и будущем театра.


Не ускользнула от внимания артиста и громко звучащая в последнее время тема цензуры. С большой теплотой Александр Яковлевич вспомнил театр времен СССР: «Это было прекрасное время, когда театр наполнял души людей, он был глотком свободы, отдушиной для нас в тоталитарной системе. Честно говоря, я никогда сильно не страдал от тоталитаризма. Я всегда считал, что время дано, и оно не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, расположившийся во времени. Когда рвут волосы на себе, кричат о том, что цензура душит и давит, я считаю, что надо находить возможности. Приходилось иногда хитрить, доказывать и объяснять партии для того чтобы что-то поставить. Но я всегда ставил то, что хотел».

«Когда сегодняшние молодые говорят: вот мы создали нечто новое, до нас не было ничего. Я отвечаю им: «Ребят, все было, вас просто не было». И это не значит, что не надо делать, это значит, что надо искать какие-то свои пути и не быть агрессивными. Театр должен быть разным. Каждое молодое поколение считает, что до них ничего не было. А профессионал так никогда не скажет, – подчеркнул Славутский. – Нужно понимать, что сначала возводится фундамент, и только потом стены, пол и крыша».


«Сейчас мы начинаем работать над пьесой Булгакова «Бег». Время такое сегодня, когда все пахнет конфликтом и страна разрывается на части. Важно говорить о родине, о войне в душах, когда борьба доходит до самоуничтожения. Пьеса написана очень компактно, а самое главное – в ней есть любовь. Понятие любви к родине, земле плотно во мне сидит. Моя страна, какая бы она ни была, она моя страна», – настоял режиссер.

«Я всегда понимал и сейчас понимаю все ее недостатки, я не розовый идиот, я все понимаю. Я знаю обо всем, что в ней не так, но это моя страна, мой дом. Во многом это объясняется воспитанием, в моем доме никогда не было ощущения диссидентства, хотя наш дом страдания не обошли. Я принципиально не понимаю людей, которые живут в стране, требуют от нее чего-то и начинают ее оплевывать, поганить. Я жил и при Хрущеве, при Брежневе, Черненко, я всех их видел. А мне говорят, что Путин какой-то не такой. Какой он не такой? Путин может держать удар. Наши все демократы думают, что внешняя разведка – это игрушки. У меня в театре 200 человек и справиться с ними не так-то просто и легко, что уж говорить о бесконечном пространстве нашей России?».


Вернувшись к теме театра, Славутский подчеркнул, что сегодня, как и всегда, театр, прежде всего, должен быть живым. «Мой артист – прежде всего, живой человек, не тот, кто изображает, а тот, кто подлинно существует здесь и сейчас в обстоятельствах роли. В театре не нужно играть. Здесь надо быть. Самое трудное для артиста – это совместить и присвоить себе обстоятельства персонажа. Что такое свобода? Почему человек в жизни свободен? Потому что в жизни он знает о себе все. Знание дает свободу. Он знает, сколько ему лет и как зовут его жену, какое у него сегодня настроение, и каким темпераментом обладает. Быть другим, оставаясь самим собой, поверить – это сложно. Это и есть основа профессии».

«Мне кажется, что театр – это организация, которая должна помогать людям жить. Раньше думали, что театр заменит религию, но нашу религию ничто не заменит. Театр должен приносить человеку радость. Даже если у людей в доме неприятности и переживания, они приходят сюда и на два часа забывают об этом, и смеются, и плачут, и радуются. Они приходят сюда, чтобы почувствовать себя частью большого сообщества людей. Театр – лекарство от страха, а страх один на земле – конечность нашей жизни, – добавил Александр Славутский. – Но мы не одни, мы можем вместе радоваться, ненавидеть или негодовать. Люди хотят видеть добро, красоту, справедливость, достоинство и самопожертвование. Задача искусства – дать людям надежду на то, что жизнь не бессмысленна. Конечна, но не бессмысленна».

Фото: Салават Камалетдинов
Комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
мультимедиа
День открытых дверей смены детей с сахарным диабетом Запуск нового проекта  В малом зале театра Камала состоялся сбор труппы после отпуска. Пресс-конференция IV республиканского форума социально ориентированных некоммерческих организаций Кадастровая палата, интервью с А.Ф. Абдрахмановым П/к посвященная совершенствованию акушерской службы РТ П/к, посвященная результатам экологического мониторинга реки Казанка П/к посвященная внесению изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» Интервью уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской П/к  посвященная особенностям приемной кампании  Казанского ГМУ в 2016 году. Муфтий Татарстана запустил в печать отредактированную версию «Казанского Корана» П/к посвященная II Республиканскому фестивалю-конкурсу «Национальная торговая марка» П/к посвященная реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения
Лучшие материалы

Пришло время качества

Профилактика подросткового суицида: памятка родителям

Рустем АБЯЗОВ: «Главное – заманить слушателя в зал»

Марат АХМЕТОВ: «В сельском хозяйстве должно везти с погодой»

«МЕГА Казань»: в новую десятилетку с новой концепцией

Реклама.