ГЕОРГИЙ КОВТУН: «Татарский зритель заново откроет для себя артистов госансамбля»

Ольга ГОЛЫЖБИНА

11 Ноября 2016

12 декабря на сцене театра оперы и балета им. М. Джалиля казанского зрителя ждет премьера. Татарский государственный ансамбль песни и танца представит экспериментальную постановку санкт-петербургского режиссера, заслуженного деятеля искусств России Георгия Ковтуна по мотивам легенды Волжской Булгарии «Священные сады» – «Изге бакча». В авторском либретто занято более 80 артистов. Для того, чтобы воплотить режиссерский замысел, инструменталистам, вокалистам и танцорам ансамбля пришлось овладеть акробатикой, актерским мастерством и фундаментально подойти к проработке сложных драматических образов. 

В основу сюжета двухактного спектакля легла старинная легенда о цветущих яблоневых садах, окружавших город Булгар. Увы, они были уничтожены вместе с городом. Мудрый хан задумал воссоздать сады, но не успел – был убит. Дочь правителя решает продолжить дело отца, в чем ей помогает отважный юноша-джигит. Он отправляется в долгое путешествие по Шелковому пути, на котором его ждет множество испытаний и соблазнов. «На путь истинный» его постоянно возвращает лишь мысль о родном крае — в постановке это голос муэдзина, искусно вплетенный в музыкальную ткань спектакля. Ему предстоит пройти весь путь, подняться на небеса и принести живую яблоневую ветку, только тогда сады зацветут вновь, а мир и гармония будут восстановлены. 


На выходе, по словам маэстро, зрителю будет представлен полноценный «ролевой» спектакль. Постановка уходит корнями в историю и национальную культуру татар, однако хореография и музыкальное сопровождение представляет собой синтез традиционных и современных элементов, культурный и жанровый сплав. 

«Татарский зритель заново откроет для себя артистов ансамбля. Они переступили через себя и сделали шаг вверх. Использовано было огромное количество элементов, ранее не освоенных ими: очень много акробатики, современной хореографии. Хор танцует так же, как и балетная группа. Оркестр тоже не стоит на месте. Все живые группы, которые только есть на сцене, все в движении. И в этом, на мой взгляд, заключается новшество», – подчеркнул Георгий Ковтун. 


«Мы изображаем путешествие героя по Шелковому пути, и, конечно, здесь идет смешение традиционных и современных элементов. Мы позволяем себе делать то, чего просто нет в народном татарском танце, – объяснил маэстро. – Герой попадает в разные страны, спускается в подземелье и поднимается на небеса, встречая шаманов и удивительных существ. Мне не важно, откуда я беру танец, я смешиваю краски и рисую картину, получается некие образы. Самая главная идея этого спектакля – это мысль о том, что только живое может дать живое. Человек должен пройти суровый путь, чтобы вернуться к себе на родину и возродить жизнь». 

По словам художественного руководителя ансамбля, народного артиста Татарстана Айрата Хаметова, более 500 костюмов будет пошито специально для постановки. Спектакль изобилует массовыми сценами и персонажами. «Мы сохраняем национальный костюм, добавляя туда новые элементы, стилизуем и создаем новую веточку в истории костюма. Пошивочный цех - сердце ансамбля. Эскизы Асели Исмагиловой получились самобытные и очень интересные. Было использовано обилие тканей, страз, мехов, структура и палитра огромны», – поделился он. 


Режиссер спектакля рассказал и о новой световой 3-D технологии, которая впервые будет опробована ансамблем. Каждый артист на сцене будет высвечиваться отдельно. Решено было не использовать громоздких театральных декораций. Одним разборным, обтекающим и мягким арт-объектом с помощью грамотного света выстроится общая картина постановки. «Мы работаем с вашим музыкальным гением Радиком Салимовым, и это уже шестой татарский композитор, которого я открыл для себя, – заметил Ковтун. – Я работаю с ним с большим удовольствием, это удивительно талантливый человек, с ним легко». 

«Когда Георгия Анатольевич приехал, первое время мне было совершенно непонятно, как он мыслит, – откровенно признался Радик Салимов. – Я показывал ему какие-то первоначальные эскизы, потихонечку стал видеть, чего он не любит, например, ударные. Нужно было дойти до определенного понимания, что эти ударные должны быть неким шумом, а он любит прозрачность фактуры. В то же время мы вели активные беседы в ансамбле о том, что надо сохранить суть татарского национального звучания. С одной стороны был Георгий Анатольевич со своим видением, с другой – наши дискуссии в ансамбле и мои профессиональные амбиции. Замысел диктовал ту или иную форму композиции. За персонажем шамана, например, мы закрепили очень сильную ритмическую структуру, этнические, архаичные звуки. В других образах преобладают ударно-медитативное начало. Государственный ансамбль между собой балансировал, создавая этот сплав». 


«Все что замкнуто, в какой-то момент перестает развиваться. Красота этой программы именно в том, что здесь очень эклектично сочетаются разные стили и жанры. Мы выходим за рамки такого узкого традиционного понятия как татарский государственный ансамбль, раскрываем себя. Это должно быть очень интересно не только татарской публике, стоит задача создания программы, интересной широкому зрителю. Я думаю, это нам удается. Господин Ковтун у нас один из самых плодовитых с точки зрения постановки специалист, это человек, имеющий огромный опыт. За год работы с ним мы очень сильно выросли в техническом и художественном плане. Мы научились делать все. И это комплимент в его адрес. В нем живет огромная стихия танца, природная энергия», – заключил главный хормейстер ансамбля, заслуженный деятель искусств РТ Нияз Гараев. 


Инициирована программа была юбилеем ансамбля. В преддверие своего 80-летия коллектив начал заблаговременную подготовку, осознавая сложность постановки как с точки зрения обучения артистов, так и с точки зрения финансов. На протяжении многих лет ансамбль приглашает и сотрудничает со столичными режиссерами, а работа с Ковтуном стала для художественного состава коллектива настоящим открытием. 

«Для нас было большой честью пригласить маэстро Георгия Ковтуна, человека, который действительно умеет делать интересно. Кровь должна обновляться, мы должны идти вперед, эта программа  – наш шаг вперед, мы сохраняем все лучшее, что у нас есть и при этом развиваемся. В программе есть и новшества, и самобытность, главное – есть история, а значит, есть о чем говорить. Я думаю, что зритель оценит нашу работу», – выразил мнение Айрат Хаметов. 

 
 
«Георгий Анатольевич, это не просто приглашенный режиссер, это человек, который знает Татарстан, которого знает вся наша культурная общественность. Действительно, отправной точкой постановки послужила идея священных садов, родилась она здесь, в ансамбле. На земле Волжской Булгарии издревле существовали сады. Это исторический факт. У нас здесь сохранилось много символов, которые и навели нас на тематику этой программы. Мы попросили писателя Сергея Челяева написать небольшой очерк об этих яблоневых садах, мы его отправили Георгию Анатольевичу, и он заразился этой идеей. Мы показали тот путь, который проходит человек, обретая чистоту. Георгий Ковтун выступает здесь не только как режиссер, но и как автор либретто, он дополнил и привел к общему знаменателю произведение Сергея», – добавил директор ансамбля Юрий Жуков. 

Режиссер постановки всячески подчеркивает, что работой над новым спектаклем он ни в коем случае не намерен посягать на целостность традиционного татарского исполнительства. Однако смешение жанров и обилие акробатики обязывают артистов учиться и подтягиваться на уровень постановки, тем самым позволяя им реализовываться. 

«Новое всегда очень трудно и воспринимается и прививается. Золотой фонд ансамбля, безусловно, должен быть сохранен. Но время не стоит на месте. Профессиональная жизнь артиста очень коротка: для балета – это 20 лет, для хора – чуть больше. Сценическая жизнь настолько быстро пролетает, что если не успеть полностью реализоваться в этой жизни, то в старости его ждет незавидная судьба, – констатировал Георгий Ковтун. – История этого спектакля хороша тем, что здесь раскрылось огромное количество артистов, которые ранее работали совершенно в другой области. Здесь есть герои, образы, и мало просто станцевать, здесь необходимо прожить.

Фото: Ильнар Тухбатов
Комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
мультимедиа
День открытых дверей смены детей с сахарным диабетом Запуск нового проекта  В малом зале театра Камала состоялся сбор труппы после отпуска. Пресс-конференция IV республиканского форума социально ориентированных некоммерческих организаций Кадастровая палата, интервью с А.Ф. Абдрахмановым П/к посвященная совершенствованию акушерской службы РТ П/к, посвященная результатам экологического мониторинга реки Казанка П/к посвященная внесению изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» Интервью уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской П/к  посвященная особенностям приемной кампании  Казанского ГМУ в 2016 году. Муфтий Татарстана запустил в печать отредактированную версию «Казанского Корана» П/к посвященная II Республиканскому фестивалю-конкурсу «Национальная торговая марка» П/к посвященная реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения
Лучшие материалы

Пришло время качества

Профилактика подросткового суицида: памятка родителям

Рустем АБЯЗОВ: «Главное – заманить слушателя в зал»

Марат АХМЕТОВ: «В сельском хозяйстве должно везти с погодой»

«МЕГА Казань»: в новую десятилетку с новой концепцией

Реклама.