Геннадий ПРЫТКОВ: «Театр – жестокий механизм»

Ольга ГОЛЫЖБИНА

15 Ноября 2016

13 ноября, на малой сцене Русского драматического театра им.В.Качалова корифей казанской академической сцены, народный артист России и Татарстана Геннадий Прытков встретился со столичными театралами. На творческом вечере ведущий актер театра рассказал залу о трудовой заводской юности, эпохе раздора и закулисных интриг на родной сцене, тяге к чистому творчеству и крепком артистическом братстве.

Качаловский театр для артиста – первый и единственный. Геннадий Прытков служит на этой сцене уже почти полвека – 48 лет и пережил далеко не один «дворцовый переворот». Как говорят коллеги, кропотливый и даже местами чуточку занудный в работе над ролью, всегда неспокойный, ищущий, жаждущий артист с самого утра предвкушал эту встречу и заметно волновался.



«Как шальная мысль – уйти в театр – пришла мне в голову? Да я и сам не знаю. Моя мама была категорически против моего похода. Настолько против, что мне пришлось скрывать мое поступление в театральное училище. Она у меня была связисткой, по тем временам очень нужная профессия, необходимая. Начинала она еще в деревне и была женщиной активной, самостоятельной. Кто-то донес, что отец ей изменил. Она собрала чемоданы и выставила его за дверь. Отец пришел, взял чемоданы и ушел. Возможно, из-за непростых жизненных обстоятельств мама всегда считала, что актерская профессия – это несерьезно. Жили мы тяжело, она получала очень маленькую заработную плату, сами понимайте», – поделился актер.



Закончив школу, и подав документы в электротехникум – для маминого успокоения, экзамены будущий актер отправился сдавать в Казанское театральное училище. Как вспоминает артист, его вступительные испытания превратились в настоящую комедию в лучших традициях жанра. Комиссия заливалась смехом, еле сдерживая слезы, от, казалось бы, трагической поэзии Мусы Джалиля, темпераментно задекларированной Прытковым.

«Остановили меня в комиссии, говорят: «Ну ладненько, вот тебе этюд, если сыграешь, возьмем. Бери удочку, ты - рыбак». Я весь покраснел, потому, как удочки никогда в руках не держал. До сих пор, простите, мужчины, не понимаю сидения в ожидании рыбы, – пояснил актер. – Так или иначе, удочку в руки взял, а комиссия опять залилась. Попросили спеть. Не помню уже, что я пел, но они точно догадались, что петь – это не мое и долго еще смеялись. На следующее утро нашел себя в списках. Маме пришлось рассказать. Она плакала. Не понимала, не принимала она эту профессию».



Обучаясь на вечернем отделении театрального, Геннадий Прытков поступил на работу на деревообрабатывающий комбинат. Семье нужны были деньги. «Я поступил на вечернее отделение, мама действительно получала очень маленькие деньги и не могла содержать еще один рот. Я поступил работать на деревообрабатывающий комбинат, станочником. Ворочал огромные доски, выносил на себе какие-то отходы с этих досок. Это был тяжелый труд, но так и зарабатывались деньги. Это было подспорьем для мамы», – говорит артист.

«Мне всегда очень везло на женщин-друзей. Все началось именно в юности, на заводе. В какой-то момент отдел кадров решил не отпускать меня на сессию, уперлись и все тут. Не поверите, но весь цех, а это почти 30 человек, в основном женщины, пошли в отдел кадров и сказали: «Отпусти, мы будем за него работать». И работали, месяц работали за меня, еще и деньги за работу всучили, – с ноткой ностальгии в голосе вспомнил Прытков. – Это было в мои 16 лет и на всю жизнь останется в памяти».


Актер учился у замечательных педагогов – его наставниками в театральном были народная артистка Татарской АССР Вера Улик и советский, российский актер театра и кино, народный артист России Ефим Каменецкий. По признанию Геннадия Прыткова, до конца четвертого курса он действительно думал, что его могут отчислить. Но того не случилось. После дипломного спектакля «Два товарища» по Войновичу юного артиста сразу же пригласили в Качаловский.



«Повесть в те времена была довольно-таки опасной для нашей станы, для нашей интеллигенции. Мы сыграли спектакль всего один раз, как раз в это время в московском театре Маяковского постановка по Войновичу была закрыта. Нам позволили ее тогда сыграть только потому, что иначе все мы остались бы без дипломов. До сих пор помню, что в Театре юного зрителя бы аншлаг. Постановка эта о способах существования в жизни: о бескорыстном существовании и существовании корыстном. О том, что можно жить ради самой жизни: любить, страдать, чувствовать, а можно и выживать. В ней не было ничего антисоветского, но Войнович в те времена был уже не любим властью. Чуть-чуть бы еще и порешили бы нашу судьбу, но все благополучно завершилось. Какое это было счастье попасть в Качаловский театр с огромной талантливой труппой в том 1968 году», – рассказывает он.



«Не сладко и не гладко у меня все начиналось в театре, – вспоминает Прытков. – Коль уж пришел в театр, нужно уметь стоять на ногах. В театре довольно-таки много течений, которые легко могут сбить, отвлечь от искусства, и главное – выстоять. Профессия актера – сложная. Не только потому, что на сцене приходится проживать бесконечные переливы душ наших героев, она сложная по нечеловеческому умению выжить, которое просто необходимо иметь».

«Моя жизнь в театре делится на две половины: первые 25 лет – без Александра Славутского и 23 года – с Александром Яковлевичем. Если взять первую половину – это сплошные годы дестабилизации моего внутреннего состояния в Качаловском. До Александра Яковлевича здесь существовали всяческие группировки, которые бились насмерть. 25 лет метаний театр находился в каких-то взлетах и падениях, причем очень болезненных падениях: страшно было смотреть на пустые залы... В 1965 году в театре появился Наум Георгиевич Орлов, который до сих пор, на мой взгляд, недооценен нашей театральной элитой, а его приход был огромным переворотом в истории театра Качалова. Это и появление новой драматургии, и совершенно свободное обращение с режиссерами. Ему не нужны были очередные люди, ставящие «Ура власти», он приглашал таких режиссеров, как Миллер. Людей, которые на то момент были не нашей идеологии. Они ставили Жана Ануя, западную современную драматургию. Были такие как Орлов и Миллер, которые жизнь в театре выдергивали, но они находились здесь очень короткое время. А в основном было довольно серо и скучно», – отмечает актер.



По словам Прыткова, после прихода Александра Славутского в Качаловский все стало стабильно в лучшем смысле этого слова: «Появилась возможность думать о ролях, а не о том, как выжить в театре. Великое счастье, когда ты 23 года находишься под твердой рукой человека, который точно знает, каким должен быть его театр, формирует наши души, наш разум. Он для всего театра стал необходимым родителем, ответственным за все, что здесь происходит. Эти 23 года его руководства дали мне ощущение твердости и покоя. Мне не до нервов и каких-то стычек, не нужно больше расталкивать кого-то локтями, дело наконец-то дошло до творческих решений».
Комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
мультимедиа
На «Казанской ярмарке» открылась выставка «Рыболов. Охотник». Первый ликбез с ветеранским активом Казани о сфере ЖКХ П/к о Государственной программе поддержки семьи и детства Интервью с Ильгизом Габдрахмановым, заместителем начальника отдела Управления уголовного розыска МВД Интервью с артистом театра кукол П/к посвященная совершенствованию акушерской службы РТ П/к, посвященная результатам экологического мониторинга реки Казанка П/к посвященная внесению изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» Интервью уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской П/к  посвященная особенностям приемной кампании  Казанского ГМУ в 2016 году. Муфтий Татарстана запустил в печать отредактированную версию «Казанского Корана» П/к посвященная II Республиканскому фестивалю-конкурсу «Национальная торговая марка» П/к посвященная реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения
Лучшие материалы

Пришло время качества

Профилактика подросткового суицида: памятка родителям

Рустем АБЯЗОВ: «Главное – заманить слушателя в зал»

Марат АХМЕТОВ: «В сельском хозяйстве должно везти с погодой»

«МЕГА Казань»: в новую десятилетку с новой концепцией

Реклама.