Виктор РЫЖАКОВ: «Пока человек поет, ему некогда держать оружие в руках»

Ольга ГОЛЫЖБИНА

29 Ноября 2016

На сцене Русского драматического театра им. В. Качалова продолжаются юбилейные торжества по случаю 225-летия одной из старейших академических сцен России. Поздравить казанский театр приехали выпускники школы-студии МХАТ под руководством заслуженного деятеля искусств России, худрука Театрального центра им. Вс. Мейерхольда Виктора Рыжакова. Ныне вчерашние выпускники – самостоятельная и самобытная театральная компания «ИюльАнсамбль».

В гастрольной афише проекта три постановки: казанским театралам покажут спектакль-симфонию мировых музыкальных хитов под названием «Современный концерт», авторскую работу по советскому сценарию «С любимыми не расставайтесь» и «Чёстихи» – спектакль, составленный из поэзии нескольких десятков молодых современных авторов. О специфике и пацифистских наклонностях своего нового проекта, человеке, который жаждет подчинить весь мир своему материальному закону и музыке, как универсальном языке времени рассказал Виктор Рыжаков в интервью ИА «Татар-информ». 

  

Как давно вы знакомы с Александром Яковлевичем, Качаловским театром, и почему решили посетить с гастролями именно Казань?

В. Р.:
Театральный юбилей в одном из старейших городов России, это вообще, как мне кажется, знаковое событие. Собирается не только театральная общественность, но, главное, простые зрители, поклонники этого театра, для того, чтобы отметить серьезную дату в общественной городской жизни и поздравить легендарную труппу своего любимого театра. Для меня это двойное событие потому, что свой первый профессиональный спектакль я поставил на сцене этого исконно русского с точки зрения театральной школы театра. В 90-м году детскую сказку выдающегося Сергея Козлова, автора сценария к мультфильму «Ежик в тумане», «Поющий поросенок» мы сочиняли с композитором и артистами в этом театре. Это была моя дипломная работа после окончания Щукинского училища. Естественно, тогда для меня Казань и сам театр Качалова были олицетворением недосягаемого серьезного дела. В Качаловском театре осуществились мои первые фантазии, здесь прошло первое профессиональное крещение. Помню замечательных артистов, которые были заняты в этом спектакле и непростую атмосферу и в жизни города и самого театра. Но наш совместный радостный труд победил, и как потом оказалось, спектакль прожил длинную жизнь.

Сегодняшний визит и гастроли нашей компании «ИюльАнсамбль» в рамках юбилейной программы – есть своеобразное возвращение к истокам. Ведь то, что один из старейших театров России носит имя прославленного артиста МХТ Василия Ивановича Качалова, для нас, представителей школы Московского художественного театра, вещь знаковая. И то, что театр сегодня так замечательно выглядит и в нем, насколько я понимаю, есть деловая и творческая стабильность есть признак труда и долговечности. Значит, в гордой неприступной Казани театр стоял, стоит и будет стоять еще века. 

  

«ИюльАнсамбль» – очень молодой проект, ему всего несколько месяцев, расскажите, пожалуйста, над чем работают ваши артисты, что бы вы хотели реализовать в молодой труппе?

В. Р.:
Да, несколько месяцев. Впервые, мы успели приехать в Казань со студенческой работой, когда ребята еще только заканчивали Школу-студию и были без пяти минут артистами. Сегодня они артисты театральной компании «ИюльАнсамбль», по родословной, мы – 9-я студия МХАТ. Надеюсь, у театра уже проявляется свое собственное лицо, свой особенный путь. Мы живем в бесконечном поиске так необходимой нам всем человеческой искренности, пытаемся исследовать и разбираться в волнующих нас вопросах и только теми средствами, которые для нас сегодня кажутся безусловными. Музыка и движение – главные и вечные составляющие театра, в этом мы ищем свою индивидуальность. Как говорил величайший театральный режиссер и педагог Петр Наумович Фоменко: «В театре было все – вас не было». Вот это «вас» – это не только новое поколение, но и важная ответственность и особенность каждого нового поколения, входящего в театральный мир. Они чувствуют время по-другому, у них другой способ выражения этих, казалось бы, простых человеческий ощущений и мыслей.

Насколько я понимаю, «ИюльАнсамбль» уделяет особое место музыкальному оформлению своих работ, а спектакль «Современный концерт», который казанцы увидят уже сегодня, 29 ноября, и вовсе спектакль-симфония…

В. Р.:
В Казани мы покажем еще несколько работ, которые являются нашим первым репертуаром и, наверное, могут хорошо охарактеризовать наше прошлое, то, из чего мы выросли и с чего все начиналось. «Современный концерт» – это история нашего мира так, как мы его ощущаем. В этом спектакле не произносится ни одного слова, артисты только поют. Мы перепеваем шлягеры XX и XXI века и пытаемся исследовать то, что в разные времена было для молодости особенно важным, и то, почему эти песни волнуют нас и сегодня. Наверное, именно в том, что есть эта потребность вновь и вновь перепевать эти песни, и существует эта тонкая, но так необходимая связь поколений, особенная интонация, во все времена захватывающая сердца миллионов людей. А ведь эти музыкальные тексты и песни, появляясь в свое время, были действительно объединяющей энергией для миллионов и миллионов молодых людей. 

  

Вам кажется, только с помощью музыки возможно запечатлеть целую эпоху на сцене, действие спектакля начинается в 20-х годах XX века, а заканчивается в 10-х века XXI – почти целое столетие?

В. Р.:
Есть такая константа: молодежь любит петь, а война любит молодость. В этом трагическом противоречии существует мир и сегодня. Во все времена мир и война почему-то неотделимы, но человек бесконечно поет о своей любви, о мечте, о страдании, о желании остановить эту свою «нечеловеческую агрессию». Два архетипа – мужчина-воин и женщина – хранительница очага и вечная невеста. Наш спектакль против любой войны, мы уверены, если весь мир начнет петь – времени для войны не будет.

А почему нет? Ведь именно «что поют» и «про что поют» – понятно сегодня каждому мыслящему и живому человеку. Когда сегодня в зале сидят люди разных поколений и поют одни и те же песни потому, что для кого-то – это песни молодости родителей, знакомые с детства, а для кого-то – музыка детей, разве это не подтверждение единства человеческого во все времена? Потребность петь и связывает нас. Мне кажется, что нет ничего ценнее, чем соединение этих молодых энергий сквозь время. Пока человек поет, ему некогда держать оружие в руках. 



30 ноября на сцене Качаловского театра вы представите интерпретацию сценария Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», насколько она близка к оригинальному тексту?

В. Р.:
Совершенно! На 100 процентов. Это работа молодого режиссера, выпускника магистратуры нашей мастерской Георгия Суркова. Мы не изменили ни одного слова. Это никакая не интерпретация, это настоящий володинский текст. Александр Володин – один из наших любимых драматургов. А авторские решения есть в том, что невозможно передать словами. Увидеть их смогут только те, кто соберется в зрительном зале. Мы и в этой работе не изменяем своему стилю.

Расскажите, пожалуйста, как шла сборка проекта «#Чёстихи» – третьей и финальной постановки «ИюльАнсамбля», которую увидят казанские театралы за время ваших гастролей.

В. Р.:
Все стихи, которые только существуют на свете, пытаются ответить на несколько вечных вопросов: они касаются человека, ищущего любовь, человека, осознающего самого себя и Бога в себе, человека, протестующего против безумного мира, который его окружает. Соответственно, и авторы в «Чёстихи» – неспокойные, ищущие: начиная от Пригова – уже старика для этих молодых людей, и заканчивая совсем молодыми авторами, как Аля Кудряшева. Тут и Владимир Горохов, и Дмитрий Воденников, Андрей Родионов и Федор Сваровский. Авторов много, все они – любимые нами авторы, а не просто вчера взятые с полки. С каждым из них мы проживаем свою историю. Через поэзию, как через музыку, мы пытаемся найти или представить картину сегодняшнего мира, через такие потрясающие образы, услышанные современными авторами.

Мне кажется, у нас что-то получается, на спектаклях всегда полные залы. Так почти всегда и бывает, если мы попадаем с этими текстами в само время, это становится необходимостью и не только для нас. Во все времена люди любят поэзию, слышат ее, нуждаются в ней, и как когда-то в 60-е годы Политехнический музей собирал полные залы слушателей поэзии Вознесенского, Ахмадулиной и Евтушенко, сегодня потребность слышать стихи молодых авторов нисколько не меньше, просто, возможно, это желание стало более интимным. Может, тот способ, которым общается с залом современная поэзия, требует особенной камерности? Это мы и пытаемся расслышать во время спектакля встречаясь со зрителем лицом к лицу. 

    

В репертуаре проекта исключительно пьесы современников и постановки, которые сейчас крестят «экспериментальным» театром?

В. Р.:
Если говорить об эксперименте, наверное, любая работа соответствует этому определению потому, что каждый раз сочиняя спектакль, мы пытаемся найти самих себя, свой язык, свою особенную интонацию. Вообще, любой живой театр – это и есть эксперимент. И возможно, есть музейные театры, а есть и немузейные. Вы же знаете, Мейерхольд работал в начале XX века, и его спектакли и в те времена переворачивали представления о традиционном в театре , это был авангард. Авангард в театре существует всегда. Есть такое неверное представление о театре, что он должен быть только жизнеподобным, то есть реалистического направления, или такой, когда люди выходят и изображают подобие жизни. Но нам другой театр интересен, во-первых, потому, что хороший традиционный сегодня достаточно представлен в театральном пространстве России, во-вторых, нам кажется, что мир намного сложнее и многообразнее.

Театр – это скорее метафизика и даже внешнее копирование реальной жизни не всегда продуктивно. Как сказал Константин Сергеевич Станиславский, театр – это не правда жизни. Правда –да! Но совершенно другая. И он называл эту правду «художественной». Правда художественная для нас и важна сегодня. Мы говорим о человеке сегодня, переживающем эту жизнь и пытающемся изменить этот мир. Человек – многострадальная, многогранная, противоречивая и очень сложная конструкция, при этом очень тонкая и ранимая. Говорить о человеке искренне сложно, но необходимо, только тогда мы сможем, не прикрываясь, увидеть себя со стороны, попытаться что-то изменить в самих себе. Человек – отдельная планета, постоянно движущаяся в мире, и жаждущая подчинить весь мир своему материальному закону. Но ведь мы знаем: мир – материален, а человек – метафизичен.

В нашем репертуаре есть еще спектакль по роману Фолкнера «Шум и ярость», называется «Фолкнер – тишина». Давайте, чтобы было понятно, в какую сторону мы движемся, и чтобы никто не счел, что мы занимаемся сочинением только собственных текстов и оригинальных спектаклей, расскажу о тех постановках, которые находятся сейчас в работе. В репертуаре нашего театра к концу сезона, я надеюсь, появится спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры», работа над которым длится уже два года. Надеюсь, что к лету мы сделаем спектакль по опере Чайковского, и это будет наша «июльансамблевская» версия этой оперы. Мы не оперные артисты и не собираемся перепевать оперных певцов, но это будет именно знаменитая русская опера, представленная в нашем собственном стиле. В репертуаре «ИюльАнсамбля» почти 11 работ, и мы пытаемся сочинять и строить свою жизнь дальше.

Труппа «ИюльАнсамбля» полностью состоит из совсем юных вчерашних выпускников МХАТа. Всегда ли сходятся ваши мнения, бывали ли ситуации, когда вы переставали их понимать, были с ними не согласны – наверняка, они по-другому видят театр, по-другому прочитывают тексты?

В. Р.:
Конечно, именно в этом противоречии и складывается наше общение. Если бы его не было, нам не о чем было бы говорить. Я не пытаюсь навязать им свое понимание и ощущение времени, а они не совершают попыток навязать мне свое. Но, работая и бесконечно общаясь, мы сталкиваемся и в диалоге находим что-то важное для нас, особенное, новое. Больше скажу: даже внутри молодого поколения сосуществуют совершенно разные восприятия, позиции. Эта многополярность является предметом наших размышлений и споров, наверняка, это и есть двигатель нашего развития и совместного поиска своих, особенных художественных пространств.

Комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
мультимедиа
В КРК «Пирамида» состоялся большой концерт «Татар Радиосы» Матч РФПЛ: Рубин - Динамо Заседание смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торговле. Открытие VII Республиканского турнира юных биологов Татарстана П/к посвященная совершенствованию акушерской службы РТ П/к, посвященная результатам экологического мониторинга реки Казанка П/к посвященная внесению изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» Интервью уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской П/к  посвященная особенностям приемной кампании  Казанского ГМУ в 2016 году. Муфтий Татарстана запустил в печать отредактированную версию «Казанского Корана» П/к посвященная II Республиканскому фестивалю-конкурсу «Национальная торговая марка» П/к посвященная реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения
Лучшие материалы

Пришло время качества

Профилактика подросткового суицида: памятка родителям

Рустем АБЯЗОВ: «Главное – заманить слушателя в зал»

Марат АХМЕТОВ: «В сельском хозяйстве должно везти с погодой»

«МЕГА Казань»: в новую десятилетку с новой концепцией

Реклама.