Рустем АБЯЗОВ: «Сочетание звучания архаичных инструментов и симфонического оркестра – это космос»

Ольга ГОЛЫЖБИНА

9 Декабря 2016

11 декабря в Казани открывается пятый юбилейный «Абязов-фестиваль». Более десятка лет авторская серия концертов Рустема Абязова и камерного оркестра La Primavera объединяет на сцене ГБКЗ им. С. Сайдашева, казалось бы, несовместимые стили и жанры, направления искусства. В этот раз казанских меломанов ждет сплав этнической и классической музыки, тщательно и кропотливо приготовленный орггруппой проекта. В каждый из трех концертных вечеров маэстро Абязов будет открывать слушателям новые имена и сочетания.

О том, как писалась программа брендового фестиваля, сложностях аранжировки архаичных инструментов и своих любимых «плачущих» инструментальных интонациях в интервью ИА «Татар-информ» рассказал заслуженный деятель искусств России и Татарстана, бессменный художественный руководитель и главный дирижер Казанского камерного оркестра La Primavera, создатель «Абязов-фестиваля» Рустем Абязов.


Рустем Юнусович, почему в этом году именно этно?

Р. А.: А почему бы и нет? Мне показалось интересным связка академического оркестра со звучанием этнических инструментов. Я предвидел очень необычное звучание, но сейчас, проведя первые репетиции, убедился в этом окончательно. Даже оркестр был в приятном шоке от той необычайной смеси, что у нас выходит.

Расскажите, пожалуйста, о том, как появился проект? «Абязов-фестиваль», насколько я знаю, не сразу стал площадкой смешения жанров, как вы к этому пришли?

Р. А.: Фестиваль был задуман чисто как подготовка к моему юбилею, почему-то я о своем 50-летии задумался очень рано, мне было 42 или 43 года. Все-таки 50 лет. Задумка была в том, чтобы сделать четыре полноценных концерта, в каждом из которых я бы предстал перед зрителем в разных ипостасях: как дирижер камерного оркестра, скрипач, композитор-аранжировщик и дирижер симфонического оркестра. Но вдруг мне страшно не захотелось ждать семь лет. В голове уже все сложилось, поэтому мы решили приурочить первый «Абязов-фестиваль» к моему 45-летию. Все так и получилось. Прошло пять лет, назревал серьезный юбилей, тогда я вновь вернулся к этой идее.


Юбилей прошел, и можно было бы забыть обо всем этом, но очень жаль было бросать удачный проект. Министерству культуры тоже эта идея понравилась. Решили делать раз в два года. Я и подумал: нельзя же стабильно каждые два года себя пиарить. Нужно было полностью менять концепцию. Идея пришла в голову совершенно неожиданно: я ехал в поезде, когда появилась задумка объединить в одном фестивале разные виды и направления искусств. Мы хотели зацепить не то, что лежит на поверхности, а сделать нечто более объемное, масштабное.

Третий фестиваль назывался «Объединяя музы». 12 декабря 2012 года должен был произойти конец света, я решил положить начало обновленному «Абязов-фестивалю» именно в этот день. Именно тогда и сложилась новая концепция. Мы использовали хореографию, живопись, анимацию, театральное и музейное искусства в совершенно различных жанрах и сочетаниях. В 2012 мы впервые вышли на связь с Национальным музеем. Идея действительно себя полностью оправдала. Четвертый фестиваль прошел под эгидой классики в джазе, мы сузили концепцию, обратив внимание на определенное направление музыки.

В этом году в первый концертный вечер «Дыхание этно», на сцене «Абязов-фестиваля» выступит польская группа «Индалусия», почему выбор пал на столь далеких гостей?

Р. А.: Это очень необычный ансамбль. Дело в том, что руководитель этого ансамбля Михаил Чаховский серьезно занимался фламенко и докопался до того, что фламенко корнями уходит в индийскую народную музыку. Его это настолько заинтересовало, что он уехал в Индию учиться, там он познакомился с индийскими музыкантами и создал ансамбль. Сейчас ансамбль существует в Польше, а играют там индийцы и итальянец. У «Индалусии» очень любопытное сочетание испанской и индийской музыки: одновременно на сцене гитара и ситар, испанские ударные инструменты и табла.



В первом же концерте примет участие казанская группа «Трикветра». Ребята играют на удивительном составе инструментов. Достаточно назвать диджериду, наверное, один из самых интересных инструментов, которые вообще существуют: он издает всего одну ноту, один звук, но этим звуком можно творить чудеса. Ребята хорошо владеют горловым пением, а их звучание – это космос. Вместе с камерным оркестром получается просто фантастика. В одном из произведений на фоне их космического звучания, перемежаясь, прозвучат отрывки Моцарта и Гайдна. И я сам заинтригован.

Второй фестивальный день «Богатство красок» отдан сольным инструменталистам…

Р. А.: Мы ждем двоих, как сейчас принято говорить, крутых солистов. Из Москвы едет один из самых известных исполнителей на звончатых гуслях – Гудимир. Честно говоря, я сам ничего этого пока не видел, но понаслышке знаю, что у него чуть ли ни шесть гуслей, среди них есть изготовленный на заказ электронный инструмент. Несколько из своей коллекции он привезет в Казань.



Со мной можно соглашаться или нет, но для меня – самый выразительный, яркий и интересный по звучанию духовой инструмент – это дудук. Любые ностальгические, плачущие интонации лучше, чем на дудуке, передать невозможно. Слушать его спокойно я не могу. Из Санкт-Петербурга к нам приезжает Арсен Григорян. 18 декабря в исполнении солистов прозвучит и народная музыка, и известная классика, и авторские сочинения.



Гостем финального концерта «Голос великой степи» 21 декабря станет фольклорно-этнографический ансамбль «Туран» из Казахстана. Что представит он?

Р. А.: Музыканты ансамбля играют на самых архаичных казахских инструментах: варан, кобыз, домбра. Их музыка отсылает нас далеко-далеко в прошлое. С ними у оркестра намного меньше сочетаний в программе. В третьем концерте мы больше будем играть врозь потому, что очень сложно свести нас воедино. Тем не менее, два произведения мы исполним вместе, над ними очень хорошо потрудился Ильяс Камалов. Помимо музыкальной составляющей у ансамбля много театрализованных представлений. Они не только двигаются на сцене, но и разыгрывают целые постановки. Для того, чтобы им не мешать и показать зрителю все, на что они способны, мы решили развести наши коллективы.



Команда фестиваля пополнилась – в качестве аранжировщика вы пригласили молодого музыканта Ильяса Камалова…

Р. А.: С точки зрения музыкального материала в этом году я решил пойти по новому пути. Обычно мы собирали воедино все, что уже есть, читали, искали в Интернете, запрашивали ноты и исполняли уже готовый материал. Для составов, подобных нашему в этом году, естественно, материалов нет. Но мы же должны были что-то играть, и не только врозь с приглашенными артистами. Я решил пойти по пути резидентов. Сейчас это очень модно: каждый оркестр старается себе получить резидента-композитора, который сочиняет специально для этого оркестра.



У нашего фестиваля тоже появился резидент. Я пригласил, на мой взгляд, очень талантливого человека, молодого и амбициозного – Ильяса Камалова. Я дал ему карт-бланш. Конечно, мы что-то обсуждали, что-то выстраивали, но в целом он был очень самостоятелен: связывался с музыкантами, узнавал, что они играют. Была составлена очень интересная программа, где и оркестр играет классику, и приезжие музыканты играют привычную для себя музыку, потом мы сливаемся, полностью воплощая идею «Абязов-фестиваля».



Помимо концертной части, какие еще события включит в себя юбилейный фестиваль?

Р. А.: Да, действительно, вокруг концертов мы запланировали провести еще несколько любопытных вещей. Нам пошел на встречу Национальный музей, за что огромная благодарность его директору – Гульчачак Рахимзяновне Назиповой, она согласилась провести у себя выставку этнических инструментов из фондов музея. На площадке музея, прямо в экспозиции, 15 декабря пройдет концерт. Фестивальным бонусом станет и творческая встреча с казахстанским ансамблем «Туран».
Комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
мультимедиа
Татарское кладбище д. Сингели Лаишевского района Скачки приуроченные к празднованию Сабантуя Сабантуй Березовая роща. Питрау 2017 Праздник поэзии посвщенный 274-летию со Дня рождения Г. Державина П/к посвященная совершенствованию акушерской службы РТ П/к, посвященная результатам экологического мониторинга реки Казанка П/к посвященная внесению изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» Интервью уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской П/к  посвященная особенностям приемной кампании  Казанского ГМУ в 2016 году. Муфтий Татарстана запустил в печать отредактированную версию «Казанского Корана» П/к посвященная II Республиканскому фестивалю-конкурсу «Национальная торговая марка» П/к посвященная реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения
Лучшие материалы

Пришло время качества

Профилактика подросткового суицида: памятка родителям

Рустем АБЯЗОВ: «Главное – заманить слушателя в зал»

Марат АХМЕТОВ: «В сельском хозяйстве должно везти с погодой»

«МЕГА Казань»: в новую десятилетку с новой концепцией

Реклама.