Ольга Федотова: «Первые учительские институты были открыты в Санкт-Петербурге и Москве, а третьим городом стала Казань»

Арсений МАВРИН

21 Октября 2016

24 октября празднует 140-летие один из старейших педагогических вузов страны - Казанский государственный педагогический университет (КГПУ). Свою историю он ведет с 1876 года. О том, с чего все начиналось и первых годах становления Казанского учительского института (именно так он назывался 140 лет назад), ИА «Татар-информ» рассказала заведующая сектором публикации документов Государственного архива Республики Татарстан Ольга Федотова.



Ольга Викторовна, 140 лет Казанскому, татарстанскому учительскому институту. У вас в архиве есть свидетельства начала работы этого вуза. Расскажите, как проходило становление института?

О.Ф.:
Казанский учительский институт был открыт в связи с тем, что в 1872 году император Александр II принял положение о городских училищах. Это был большой шаг в развитии народного образования. Но, помимо самих училищ, нужно было, чтобы кто-то в них преподавал. И поэтому в этом же положении пошла речь о создании учительских институтов. Предполагалось, что их будет несколько в крупнейших городах империи. В каких городах они должны были открыться – это осталось на усмотрение министра народного просвещения. Ну, естественно, первые учительские институты были открыты в первых двух столицах – в Санкт-Петербурге и Москве, а третьим городом была выбрана Казань. 

  

Уже тогда по многим показателям Казань была третьим городом России, и к тому же она была центром большого Казанского учебного округа. В этот округ входило практически все нижнее Поволжье вплоть до Астрахани. Входила Вятская, Самарская, Симбирская, Астраханская губернии. Естественно, Казань была выбрана не случайно.

Предварительно был назначен директор. Им стал Егор Иванович Парамонов – очень деятельный, знающий человек. И с этим выбором институту очень повезло. Помимо того, что он был хороший администратор, он еще был очень образованным человеком, окончившим Казанский университет. Сам работал учителем, потом – директором учительской семинарии, и естественно, он ясно представлял, что от него нужно. Перед открытием института Парамонов был направлен в командировку в Санкт-Петербург и Москву, в уже открытые институты, чтобы ознакомиться, как там обстоят дела. После этого было объявлено о приглашении всех желающих в этот институт. 

  

В первый год было подано всего 65 заявлений. Сначала прошли приемные экзамены. Раньше они назывались приемные испытания. У нас есть документы – программа вступительных экзаменов в учительский институт. Они были проведены в начале сентября, и испытуемых экзаменовали по Закону Божьему, по истории, по географии, по русскому языку, математике, в том числе арифметике и геометрии. Но прошли испытания далеко не все. Как выяснилось, некоторые имели очень хорошее образование, а некоторые не имели его совсем. В институт поступили всего 25 человек из 65. Это, как правило, люди были очень небогатые, из различных сословий. В основном, из духовного сословия, а также сыновья чиновников, были крестьяне. 20 из них поступили на так называемые казенные стипендии, то есть за их обучение платило государство. Двое были стипендиатами саратовского земства. И лишь трое смогли себе позволить обучаться за свой счет. 

  

Открытие института последовало в назначенный день – 24 октября, в 12 часов дня, в присутствии попечителя округа Шестакова, административных лиц города. В помещении института архиепископ Казанский совершил молебен, были сказаны речи, и институт был объявлен открытым. Первоначально он не имел своего здания и размещался в нанятых домах. Первое было на улице Московская, которая тогда называлась Успенской, в доме Волкова. Сейчас он, к сожалению, не сохранился. Но дом был не приспособлен для учения. Потом институт несколько раз переезжал, опять же – в нанятые дома. Все это, конечно, не очень хорошо сказывалось на учебном процессе. И в результате было принято решение купить собственный дом. Дом был куплен тогда на углу улиц Грузинской и Жуковского. Сейчас это улицы Карла Маркса и Жуковского. Дом этот сохранился. Правда, он немного потерял свой первоначальный вид. Там были проведены надстройки, убрали балконы. Дом этот до сих пор существует. В нем начались занятия первых 25 человек в 1876 году. Обучались они, естественно, всем общеобразовательным предметам: русский язык, математика, география, история, обществоведение, физика. Кроме всего прочего им преподавали пение, гимнастику и рисование. 

  

Распределение времени было такое: в 6 часов утра воспитанники встают. В 6 с четвертью – молитва. В 7 часов – чай. От 7 до 8 с четвертью – приготовление уроков. С 9 до 12 – 3 классных урока. С 12 до половины первого – завтрак и отдых. С половины первого, до половины третьего – 2 классных урока. Потом – гимнастика. Потом – обед, отдых и приготовление уроков. То есть они освобождались где-то к половине 9-го вечера. Потом был вечерний чай. В 9 часов вечера – вечерняя молитва, после которой воспитанники могли ложиться спать, а желающие могли еще позаниматься. Но не позднее 11 часов. То есть – довольно строго. И так 6 дней в неделю. Выходной – воскресенье.

По окончании института, они получали аттестат. Не диплом. А аттестат, в котором им выставлялись оценки, и писалось, что окончивший имеет право работать учителем в гимназии или городском училище. 

  

Преподавали в учительском институте очень сильные и образованные преподаватели. Многие из них окончили Казанский университет. Кроме того, они постоянно повышали свою квалификацию. Не раз выезжали заграницу, чтобы познакомиться и перенять зарубежный опыт в институтах. Мы можем назвать такого известного преподавателя, который и сам учился в этом институте. Это Василий Николаевич Парин, отец будущего академика – Василия Васильевича Парина, чьим именем у нас названа одна улица в Казани. Но и его отец был очень известный доктор медицины. Так вот, он первоначально учился сам в учительском институте, потом в нем преподавал, и после нескольких лет он пошел учиться дальше – в Казанский университет. Окончил медицинский факультет и впоследствии стал известным доктором медицины.

Как складывались дела в институте в предреволюционные годы, и как институт пережил саму революцию?

О.Ф:
Институт пережил революцию не так болезненно, как многие. Поскольку там учись люди не из высших слоев. Институт был после революции переименован сначала в Казанский государственный педагогический институт. Потом он стал называться Восточный педагогический институт. В 30-годы ему было присвоено имя Татарский государственный педагогический институт. После войны он опять стал Казанский государственный педагогический институт. Вот уже в 90-годы, в новое время, он стал университетом. А сейчас он слился с Казанским государственным университетом и стал его частью. Но, тем не менее, не смотря на все переименования, он продолжает готовить педагогические кадры, продолжает сеять разумное, доброе, вечное, продолжает служить делу просвещения и культуры. 

  

Я вижу у вас тут документы, которые относятся к начальному этапу становления института, а насколько активно, как активно пополняется архивная база сейчас государственного архива? В том числе по странице, касающейся данного вуза.

О.Ф:
Это не все, что у нас есть, это только самое-самое-самое начало.

Мы здесь представили только дореволюционные свидетельства. Но у нас есть фонд, относящийся к советскому периоду. Там есть личные дела студентов. Личные дела преподавателей.

Как часто сам институт и его представители обращаются к вам, чтобы полистать страницы истории своего вуза? 



О.Ф:
Были такие обращения, когда нужны были уточнения о переименовании, сведения о каких-то учащихся. Были такие. Но у нас очень широко востребованы эти документы исследователями. И краеведами, и историками, которые занимаются проблемами народного образования и, вообще, образования в Казанской губернии.

Всегда востребован дореволюционный опыт. Потому что там было много хорошего, очень много того, что не устарело до сих пор и может быть взято на вооружение сейчас. 

 

В настоящее время только по дореволюционному этапу работы Казанского учительского института (1976-1919 годы), в Государственном архиве РТ хранится 899 дел – томов внушительной толщины и объема информации. Советский период по 1994 год представлен еще 4 тыс. 586 делами. А летопись одного из старейших педагогических вузов страны продолжает писаться. А значит, эта страница в хранилище истории республики будет и дальше пополняться.
Комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
мультимедиа
Татарское кладбище д. Сингели Лаишевского района Скачки приуроченные к празднованию Сабантуя Сабантуй Березовая роща. Питрау 2017 Праздник поэзии посвщенный 274-летию со Дня рождения Г. Державина П/к посвященная совершенствованию акушерской службы РТ П/к, посвященная результатам экологического мониторинга реки Казанка П/к посвященная внесению изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» Интервью уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской П/к  посвященная особенностям приемной кампании  Казанского ГМУ в 2016 году. Муфтий Татарстана запустил в печать отредактированную версию «Казанского Корана» П/к посвященная II Республиканскому фестивалю-конкурсу «Национальная торговая марка» П/к посвященная реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения
Лучшие материалы

Пришло время качества

Профилактика подросткового суицида: памятка родителям

Рустем АБЯЗОВ: «Главное – заманить слушателя в зал»

Марат АХМЕТОВ: «В сельском хозяйстве должно везти с погодой»

«МЕГА Казань»: в новую десятилетку с новой концепцией

Реклама.