Вадим ЯНГИРОВ: «Не важно, сколько ты зарабатываешь, есть только асфальт, кроссовки и дистанция»

Ольга ГОЛЫЖБИНА

29 Сентября 2016

Рано утром 2 октября на Кремлевской набережной развернется работа спортивного городка первого Казанского полумарафона, который станет завершающим пробегом серии TATAR.RUN в 2016 году. Каждый желающий сможет преодолеть шуточный «Забег в тюбетейках» на дистанции 3 километра, а также более серьезные трассы длиной в 10 и 21,1 километра.

О ссорах с автомобилистами во время перекрытия центральных городских дорог и том, насколько прибыльное дело – популяризация спорта в Татарстане, в интервью «Татар-информ» рассказал директор Казанского марафона и серии забегов TATAR.RUN Вадим Янгиров.

В 2015 и 2016 году Казань уже принимала марафонские мероприятия TATAR.RUN. Наряду с восторженными отзывами и благодарностью в адрес команды проекта были и нарекания со стороны самих атлетов и наблюдателей гонок. Вадим, расскажите, пожалуйста, о вашей «работе над ошибками», удалось ли предвосхитить проблемы на сегодня – за три дня до старта?

В. Я.: В 2015 году во время проведения первого Казанского марафона, несмотря на то, что у нашей команды был достаточно хороший опыт, было допущено много внутриорганизационных ошибок. Мы недооценили масштаб и переоценили собственные силы, на марафоне было задействовано слишком маленькое количество людей. Один из главных наших промахов связан с трассой, трасса была достаточно большая – 21 километр-круг, ее нужно было выгородить, расставить точки питания, согласовать перекрытие улиц, довести всех волонтеров и судей. Это и стало камнем преткновения, многие вещи доделывали в последний момент, были случаи, когда тренеров не пускали на дистанцию. Решали на ходу. Со стороны отзывы участников были очень хорошие, но внутри команды мы видели свои промахи. Наблюдателям, конечно, все это било в глаза. Представьте, даже на Универсиаду так не перекрывали город, как мы перекрыли на марафон. Поэтому понятно, почему обычных жителей, которые не знакомы с марафоном и не понимают для чего и как это делается, беспокоила обстановка на центральных улицах. Хотя мы и проводили информационную кампанию, негатив так или иначе был.

Имели место и нарекания со стороны участников по поводу трассы: она петляла, было много резких поворотов. Мы сразу же приняли это во внимание, и во время Казанского марафона 2016 года изменили трассу, подготовились намного основательнее, и, могу сказать, мероприятие удалось за исключением двух моментов. Первое – это несвоевременная доставка воды на пункты питания. От этого и пошел наибольший негатив от участников. Наш подрядчик по непонятным причинам не вывез сразу всю воду на пункты, как было оговорено. Я не снимаю с себя ответственности за все это, просто немного раскрываю внутреннюю кухню. Второй момент, это маленькое количество контролеров на дистанции, бывали случаи, когда люди не туда убегали. В остальном можно сказать, что марафон удался. 



Совсем недавно в Казани успешно, даже триумфально стартовал триатлон IRONSTAR. Особенно атлетов зацепила живописная беговая трасса соревнований. Как и чем будет удивлять Казанский полумарафон?

В. Я.:
Начнем с того, что мы являлись локальным организатором триатлона IRONSTAR. Все, что согласовывалось в Республике Татарстан в части организации троеборь, – это наша работа. Это был колоссальный опыт. Я ни в коем случае не умоляю заслуг московской команды, но это была наша общая победа. Беговой маршрут на IRONSTAR практически идентичен Казанскому полумарафону, мы его даже немного разнообразили: спортсменам придется бежать не четыре круга, а три, это будет интереснее и зрелищнее.

Все-таки сообщество триатлетов и сообщество бегунов – это немного разные вещи. Сложно сравнивать, у нас своя аудитория, у них своя. Мы ориентируемся на широкую публику, обычных людей, которые хотят почувствовать кайф от бега. Триатлон – совсем другая история.

Не стоит ожидать от второго октября какого-то глобального события, как это было в мае. Мы изначально не ставили перед собой такую цель. И я хочу объяснить, к чему мы идем. Зарубежные страны организовывают четыре забега в год, десятилетиями. В Чехии есть, например, очень хорошая компания, которая организовывает беговые события с 1995 года. В серию из семи ежегодных забегов это превратилось только четыре года назад. В начале, они 10 лет проводили только один марафон, затем добавили к нему полумарафон, а сейчас это целая система. Мы уже скачем через года. Хотя и понимаем, что такое грандиозное событие, как марафон, не получится организовать сразу, нас не воспримет аудитория. К этому должны быть готовы и жители города, тогда они будут с пониманием относиться к перекрытию дорог.



Я так понимаю, камнем преткновения всегда было перекрытие улиц?

В. Я.:
Это действительно самый сложный вопрос и не только в Казани, даже не только в России. Каждый марафон сталкивается с этим, это даже сложнее, чем найти деньги. Необходимо, чтобы мы шли к этому постепенно. Второго октября мы намеренно не стали перекрывать город, чтобы не травмировать чувства казанцев. Не готовы пока люди смириться с этим. 

Сколько заявок принято на данный момент, и гостей из каких регионов нам ждать?

В. Я.:
Сейчас принято чуть больше тысячи заявок, я думаю, что на старт выйдут около одной тысячи трехсот человек. Наш «русский брат» еще не привык к тому, чтобы делать все заранее. Если на Берлинский марафон, который проходит в сентябре, регистрация открывается в октябре предыдущего года, и через пять дней все 45 тысяч мест выкуплены. Все. Больше никак не пробиться на этот марафон. У нас все наоборот. Я уверен, что при выдаче стартовых пакетов за день до соревнований закроется максимальное количество мест.

Заявки к нам пришли из 42 регионов России, и это не предел, для нас это не ново, мы привыкли к этому. Около 40 процентов участников Казанского марафона – не татарстанцы. Это Москва, Питер, Самара, Оренбург, Нижний Новгород. На сегодняшний день Татарстан еще не такой бегающий регион. Даже в процентном соотношении Москва бежит больше, чем Татарстан. К примеру, в Берлинском марафоне участвовало 250 россиян и я был единственным татарстанцем. Мы сейчас как раз этим занимаемся, объясняем людям, что бег – это модно. Добиваться цели и достигать ее – это здорово.



Для настоящих «русских братьев», тех, кто еще не успел забронировать себе место, озвучьте, пожалуйста, процедуру участия в Казанском полумарафоне.

В. Я.:
Есть такой сайт tatar.run, там необходимо зарегистрироваться, заполнив минимальную по набору данных анкету – указать имя, фамилию и контакты, оплатить стартовый взнос. На электронную почту вам придет стартовый номер. Первого октября нужно с паспортом и справкой от терапевта прийти в зону выдачи стартовых пакетов, информация о которой придет каждому атлету. В стартовый пакет входит нагрудный номер с чипом, брендированная футболка, рюкзак, браслет, справочник участника и разные мелочи. А главное – выйти на старт второго числа.

Как формировалась сумма стартового взноса для участников в этом году?

В. Я.:
Начнем с того, что у нас самые дешевые стартовые взносы в России. Все наши коллеги говорят: ребята, хватит демпинговать! Сумма формируется из рыночного спроса и цены стартового пакета, себестоимость которого превышает тысячу рублей. Я думаю, что заплатить 900 рублей за товар, превосходящий эту сумму по себестоимости, и безвозмездно поучаствовать в таком событии – это здорово. И даже не футболка ценна, не медаль на финише, а те эмоции, которые получают люди. Могу сказать, что на Казанский марафон 2017 года мы точно поднимем цены, и это будет связано и с уровнем и с качеством мероприятия.

Из чего складывается финансирование проекта?

В. Я.:
Это не секрет, мы работаем по форме государственно-частного партнерства в чистом виде. Государственное финансирование заключается в виде поддержки Федерации легкой атлетики. Хочется поблагодарить Президента Республики Татарстан, именно он полтора года назад поддержал проведение беговых событий и дал свои поручения. На следующий год у нас огромнейшие планы, которые, как я надеюсь, будут поддержаны республикой. Мы планируем увеличить количество забегов, в небольшой степени увеличить бюджетную составляющую и в значительной степени – коммерческую составляющую, то есть частное партнерство.



Как раз в большей степени и интересует вторая составляющая. Многие наши команды, продвигающие спортивные и социальные проекты, жалуются на то, что с бизнесом общего языка никак не найти.

В. Я.:
Сложная тема, нельзя судить однобоко. Почему предприниматели уклоняются? Потому, что они не понимают, зачем им это надо. И их можно понять. Условно говоря, если это выгодно моему бизнесу, я это делаю, а если нет, то соответственно нет. Проблема либо в качестве продукта, который предлагается спонсору, либо в чистом виде просится благотворительность. Наша позиция заключается в предложении качественного продукта, качественного взаимодействия с аудиторией, то есть того, что выгодно.

С другой стороны, такое партнерство пока воспринимается не всеми маркетологами. Многие привыкли к стандартной рекламе: биллборды, пресса, телевидение, радио. Нестандартные методы – кот в мешке. И мы работаем в этом направлении, и результаты есть. Мы привлекли ряд серьезных компаний. Бюджет мероприятия на 15 процентов состоит из стартовых взносов, такую же долю финансирования удалось привлечь от частных партнеров. 20 процентов – это личные вложения команды и 50 процентов – государственная поддержка.

Мы верим, что со следующего года наш проект выйдет на самоокупаемость. Экономический эффект от проведения Казанского марафона составил около 100 миллионов рублей. Четыре с половиной тысячи человек приехали в Казань с семьями, сняли жилье, покушали, купили сувениры, прокатились на транспорте. Всего одно событие принесло хороший результат, выгоду для государства. И это прекрасно осознает наше руководство, которое нас спонсирует.

Выйти на самоокупаемость, а дальше, приносить прибыль? TATAR.RUN станет коммерческим проектом?

В. Я.:
Это не секрет, это очень даже хорошее качество проектов – приносить прибыль. Если вы знакомы с таким брендом, как IRONMAN, в этом году основатели его продали, и, если мне не изменяет память, сумма сделки составила что-то около миллиарда долларов.



Через сколько лет можно будет продать TATAR.RUN?

В. Я.:
Не продам. Это дело жизни. Это то, во что я готов вкладывать свои деньги. И не для того, чтобы в будущем это стало просто бизнес-проектом. Это же приносит пользу, эмоции и здоровье многим людям, это больше, чем коммерция. К 2018 году проект Казанского марафона точно выйдет на самоокупаемость. Я не говорю, что мы полностью избавимся от государственного финансирования, мировая практика показывает, что это не совсем удачная модель с учетом прибыли, которую мы приносим республике. Но то, что регион будет вкладывать меньше, чем получать – это однозначно. 

Планируется ли проведение VIP-забега как, например, на «Кроссе наций»? Подали ли татарстанские управленцы заявки на участие в полумарафоне?

В. Я.:
Как только я пришел с идеей проведения Казанского марафона два года назад в Министерство по делам молодежи и спорту, одним из главных принципов, который я отстаивал, стало отсутствие всяческих VIP-забегов. Наша жизнь и так поделена на социальные статусы, люди с высоким социальным статусом получают множество привилегий и вообще все, что угодно. Спорт – это та сфера, в которой все равны.


Комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
мультимедиа
В КРК «Пирамида» состоялся большой концерт «Татар Радиосы» Матч РФПЛ: Рубин - Динамо Заседание смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торговле. Открытие VII Республиканского турнира юных биологов Татарстана П/к посвященная совершенствованию акушерской службы РТ П/к, посвященная результатам экологического мониторинга реки Казанка П/к посвященная внесению изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» Интервью уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской П/к  посвященная особенностям приемной кампании  Казанского ГМУ в 2016 году. Муфтий Татарстана запустил в печать отредактированную версию «Казанского Корана» П/к посвященная II Республиканскому фестивалю-конкурсу «Национальная торговая марка» П/к посвященная реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения
Лучшие материалы

Пришло время качества

Профилактика подросткового суицида: памятка родителям

Рустем АБЯЗОВ: «Главное – заманить слушателя в зал»

Марат АХМЕТОВ: «В сельском хозяйстве должно везти с погодой»

«МЕГА Казань»: в новую десятилетку с новой концепцией

Реклама.