Людмила МИНАЕВА: «Неправильно называть профессию «связи с общественностью» – пиаром»

Алсу ГАТАУЛЛИНА

21 Марта 2014

На базе КНИТУ-КАИ прошел фестиваль «Дни PR в Казани». В его рамках была организована Всероссийская студенческая олимпиада рекламы и связей с общественностью. О ходе фестиваля, а также о перспективах профессии на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» рассказали заведующая кафедрой иностранных языков факультета государственного управления МГУ имени Ломоносова Людмила Минаева и заведующий кафедрой общественных связей Сибирского государственного аэрокосмического университета имени Решетнева Алексей Михайлов.

Фестиваль проходит в Казани не первый год. Что нового приготовили организаторы?

А.М.:
Я приезжаю в Казань на фестиваль в восьмой раз и могу сказать, что видел разные формы проведения. В этом году для студентов была подготовлена строгая академическая форма мастер-классов и презентации коммуникационных агентств и СМИ.

Как вы можете оценить уровень знаний студентов на олимпиаде, есть ли среди вузов лидеры?

Л.М.: Каждый год приезжают команды из разных вузов. Многое зависит от темы олимпиады и от возможностей вуза. К сожалению, не все вузы могут присылать свои команды. Российское образование испытывает определенные трудности в связи с процессом реформирования. Вузы объединяются, закрываются, реструктуризируются, меняется схема организации учебного процесса. Все это влияет на финансирование, на возможность присылать команды. Тем не менее каждый год на фестиваль приезжают студенты из многих уголков России. В этом году в Казани соревнуются команды из Мурманска, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Красноярска и др.

Иногда бывают случаи, когда один вуз занимает все призовые места в разных конкурсах. Но, как правило, обычно в разных конкурсах побеждают разные вузы. Чаще всего лидерами становятся стабильные, известные по национальному рейтингу учебные заведения, готовящие специалистов по связям с общественностью. Среди них – КНИТУ-КАИ, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени Решетнева и др. Эти вузы давно зарекомендовали себя, они готовят прекрасных специалистов.



Насколько важно, по вашему мнению, участие в подобных фестивалях?

Л.М.:
Это очень важно. Любое подобное мероприятие служит площадкой, где молодые люди могут попробовать свои силы и понять, на что способны. Подобных мероприятий в России проводится много. Так, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени Решетнева проводит «Дни PR на Енисее», в Барнауле проходит «PR-Охота». Чаще всего студенты выбирают ту площадку, которая ближе к их месту учебы. Но главным преимуществом любого такого мероприятия являются программа и сама возможность продемонстрировать навыки. Членами жюри, как правило, являются не только преподаватели, но и практики, которые оценивают уровень профессиональной подготовки.

А.М.: Молодые профессионалы должны каким-то образом оттачивать свои навыки. Кроме того, они должны нарабатывать горизонтальные и вертикальные связи. Очень удачно подобран формат олимпиады, который позволяет не только проверить теоретические знания студента, но и презентовать коммуникационные проекты. Студенты узнают, как надо подготавливать проекты, и получают профессиональную оценку от специалистов. Мастер-классы позволяют общаться с мастерами коммуникаций не только из Казани, но и из других городов.

Л.М.: Олимпиада, которая проводится в Казани, имеет особый статус. Это единственная всероссийская студенческая олимпиада рекламы и связей с общественностью, которая проводится под эгидой Министерства образования и науки РФ. Министерством утверждаются регламент и положение фестиваля. Все победители получают дипломы и подарки от спонсоров. Главным призом является достаточно большая денежная премия, которая затем используется в учебных целях.

Каким вы видите будущее олимпиады? Будет ли она проходить в Казани и дальше?

Л.М.:
Олимпиада 11 лет проводится в Казани. Это колоссальный труд, который взял на себя КНИТУ-КАИ. В последние годы организуется тендер. Заявку на проведение фестиваля может подать любой вуз. Но каждый год выигрывает КНИТУ-КАИ, так как он зарекомендовал себя как надежный поставщик специалистов по связям с общественностью на кадровой рынок. Как будет дальше, зависит от того, кто подаст заявку на тендер и будет ли серьезный соперник у КНИТУ-КАИ. Мы надеемся, что данный вуз продолжит сложившуюся традицию, у него очень большой опыт в организации подобных мероприятий. Далеко не каждый вуз готов взять на себя такую ответственность.



Насколько востребованы специалисты по связям с общественностью на рынке?

Л.М.:
Потребность в специалистах по связям с общественностью уже сейчас очень большая. Бизнесмены и учреждения государственного управления уже давно осознали потребность в создании отделов по связям с общественностью. Теперь уже общественные, социальные и культурные организации поняли, что без связей с общественностью развиваться не могут. Так, выпускники КНИТУ-КАИ по этой специальности без работы не остаются.

Неправильно называть эту профессию пиаром. Правильно называть public relations – «связи с общественностью». Это социально значимая профессия. Человек, являющийся специалистом в области социальных коммуникаций, способен наладить контакты между разными сегментами общества и преодолеть барьеры коммуникации. Это чрезвычайно актуальная профессия, поскольку часто люди не понимают друг друга.

А.М.: Востребованность специалистов зависит от экономической ситуации. Крайне востребованы представители данной профессии в период кризиса. Умный, толковый руководитель компании в такое время будет тратить на рекламу больше, чем обычно. В регионах, в которых экономика находится на подъеме, нет проблем с трудоустройством, наоборот, в компании отбирают самых сильных специалистов этой сферы.

Вам не кажется, что это профессия становится ангажированной?

Л.М.:
Ни в коем случае, потому что связи с общественностью имеют этический кодекс, в ходе обучения большое внимание уделяется вопросам этики. Многое зависит от сферы применения. В бизнесе, в социальной сфере ангажированности быть не может – в противном случае организациям перестанут доверять, и провал будет неминуем.

Участникам олимпиады в одном из конкурсов нужно было выступить на русском и английском языках. Чем вызвана такая необходимость?

Л.М.:
Мир меняется, и нужно отвечать на его требования. Английский язык является языком международного общения. Будущий специалист должен уметь использовать его как профессиональный инструмент.

Темой олимпиады в этом году стало продвижение российской науки. Мы можем ее продвигать внутри страны. Нам нужна профессиональная элита. Мы популяризируем науку среди молодежи, детей, чтобы они как можно раньше заинтересовались этой проблематикой. Важно также показать миру: Россия богата не только нефтью и газом, но и важными открытиями. В следующем году темой мероприятия станет продвижение российской культуры за рубежом.



Какими качествами должен обладать специалист по связям с общественностью?

Л.М.:
Специалист по связям с общественностью должен знать менеджмент, владеть знаниями в области межкультурной коммуникации, знать языки, что в условиях глобализации необходимо. В последние годы владение цифровыми коммуникациями является самым востребованным навыком. Специалистам требуется умение обрабатывать большие потоки информации, работать в виртуальной команде, быть своим. Необходимо обеспечивать выход в Глобальную сеть со своими стратегическими целями.

Элементарными требованиями к специалисту являются умение грамотно писать и формулировать свою мысль. Это качество в последнее время встречается все реже среди кандидатов. Также специалист должен уметь читать, воспринимать большой объем информации, уметь слушать, что пригодится при разговоре как с клиентом, так и с общественностью. Специалист должен уметь говорить, так как ему необходимо представлять свою организацию, а также уметь убеждать.

Западная модель образования по этой специальности сильно отличается от российской?

Л.М.:
Да, они отличаются. Профессии специалиста по связям с общественностью и образованию в этой сфере в России чуть более 20 лет. Профессия развивалась быстро, сама по себе, а образование было в шорах советского периода, оставалось традиционным. Сейчас ситуация значительно изменилась.

Россия приближается к западному стандарту обучения, но будет продолжать отличаться от него. Российский специалист фундаментального гуманитарного профиля легко ориентируется на рынке и быстро перестраивается. Западный специалист – узкий, ему трудно перестроиться на другую модель поведения, когда он выходит на рынок, так как у него нет такого широкого кругозора. В ближайшие годы рынок будет играть более важную роль. Министерство образования будет прислушиваться к запросам работодателей и формировать схему обучения в соответствии с их требованиями.


Комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
мультимедиа
Атнинский театр открыл сезон премьерой спектакля Матч КХЛ: ХК Ак Барс - ХК Трактор Жиль Апап и La Primavera Интервью с начальником отдела Военного комиссариата РТ  Дмитрием Гурылевым Симпозиум Родные языки в поликультурной образовательной среде П/к посвященная совершенствованию акушерской службы РТ П/к, посвященная результатам экологического мониторинга реки Казанка П/к посвященная внесению изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» Интервью уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской П/к  посвященная особенностям приемной кампании  Казанского ГМУ в 2016 году. Муфтий Татарстана запустил в печать отредактированную версию «Казанского Корана» П/к посвященная II Республиканскому фестивалю-конкурсу «Национальная торговая марка» П/к посвященная реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения
Лучшие материалы

Пришло время качества

Профилактика подросткового суицида: памятка родителям

Рустем АБЯЗОВ: «Главное – заманить слушателя в зал»

Марат АХМЕТОВ: «В сельском хозяйстве должно везти с погодой»

«МЕГА Казань»: в новую десятилетку с новой концепцией

Реклама.