Фермер Руслан МИФТЯХЕТДИНОВ: «Наши фермеры варятся каждый в своем котле»

Ирина ИГНАТЬЕВА

22 Апреля 2014

Фермер, организовавший собственную переработку продукции, имеет доход на 25-30 процентов больше своего коллеги по бизнесу, который предпочитает сбывать продукцию лишь в виде сырья.

Корреспондент ИА «Татар-информ» беседует с заместителем Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана, председателем Регионального отделения Всероссийской партии «Аграрная партия России» в Республике Татарстан» Русланом Мифтяхетдиновым. Кроме того, он является главой собственного фермерского хозяйства по выращиванию овощей, картофеля и зерна. Его хозяйство находится в Буинском районе Татарстана. За плечами Р.Мифтяхетдинова – КГФЭИ. По специальности он маркетолог.

Руслан, насколько выгодно организовать собственную переработку сельхозпродукции?

Р.М.:
Где сидит основная часть прибыли? В реализации готовой продукции. Поэтому многие из фермеров стали задумываться: зачем работать с утра до вечера, если реализовать только сырье? А твой сосед в это время наладил разлив молока, переработку мяса или фасовку овощей и получает «сливки». Сам же он ничего не производит, а лишь перепродает выращенную кем-то продукцию.

А кто при этом тратит больше сил и нервов, когда наступает засуха? Конечно же, непосредственный производитель. Однако этот фермер по-прежнему ходит пешком, а тот, который наладил переработку продукции, давно уже имеет престижный автомобиль. Многие фермеры уже осознали эту прописную истину и переходят на новую ступень развития, пытаясь наладить кооперацию по переработке произведенной продукции.

Первыми в этом направлении стартовали сельские предприниматели, а затем и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые сначала забирали сырье у крестьян и фермеров, охлаждали его и реализовывали молочным комбинатам. Сегодня их продукция стала уже узнаваемой. Они выпускают широкий ассортимент вкусной и качественной молочной продукции.

Этот процесс можно сравнить с известным европейским брендом «Валио», объединившим финских фермеров. Кооператив «Валио» забирает у товаропроизводителей молоко и отдает им деньги исходя из своей конечной прибыли. Секрет успеха компании прост: она порядочно поступает по отношению к своим поставщикам сырья.

Наши фермеры также могли бы объединиться, чтобы перерабатывать собственную продукцию. Однако один фермер из-за нехватки средств может позволить себе, в лучшем случае, приобрести один комплект оборудования, скажем, для переработки мяса. Но этих производственных мощностей мало. Для этих целей необходимо иметь хотя бы цех.

Нельзя, наверное, производить продукцию «вслепую» - прежде необходимо изучить рынок?

Р.М.:
Мясной рынок «забит» больше других. Трудно здесь найти свою нишу, но можно работать и по-другому - создать собственный бренд, который будет узнаваем многими покупателями. На многих производствах есть так называемые открытые заводы, где производственный цикл можно проследить от начала до конца. Когда люди увидят, что колбаса производится из настоящего мяса, они будут отдавать предпочтение бренду именно этого производителя.

Я не видела в торговых сетях картофеля, помидоров и огурцов, переработанных фермерами.

Р.М.:
Пока им удалось лишь «добраться» до местных торговых сетей. Добиться товарного вида продукции, с помощью которого можно вплотную приблизиться к прилавку супермаркета,- это большое дело. К примеру, клубни картофеля должны быть определенного размера. То же самое - с морковью, столовой свеклой и другими овощами.

А чипсы из картофеля производить разве сложно?

Р.М.:
Вовсе не трудно, но наш рынок заполнен чипсами видных зарубежных и внутренних производителей, имеющих известные бренды. Как мы с такими поставщиками будем конкурировать? Мы со своей продукции даже на одной торговой полке с ними не окажемся. За аренду этой полки, за входные бонусы они платят больше, чем ты зарабатываешь. У нашего фермера может уйти вся жизнь, чтобы попасть в гипермаркет, куда поставляют свою продукцию известные производители.

Значит, этот рынок прошел мимо нас?

Р.М.:
Этот рынок давно был упущен.

Что, по-вашему, можно еще фермерам перерабатывать?

Р.М.:
Зерно. Это очень большая сфера деятельности для фермера. Из зерна можно производить муку, изготавливать макаронные изделия, хлеб. Зерно можно перерабатывать в крупы. Эта продукция пользуется повышенным спросом.

Однако в любом случае, прежде всего, необходимо изучить рынок: будет ли эта продукция пользоваться спросом у покупателей? Мы же, фермеры, зачастую даже не знаем, сколько будет стоить зерно в этом или следующем сезоне. Какие производственные и стратегические планы можно строить, не зная цену товара на рынке даже через месяц. При этом расходы на электричество, ГСМ, запасные части, каждый год увеличиваются на 10-15 процентов. Неизменными остаются цены на сельскохозяйственную продукцию.

Беда в том, что наши фермеры варятся каждый в своем котле. Кто-то из них проводит маркетинговые исследования, а кто-то работает вслепую. Их зарубежные коллеги давно работают в соответствии с плановой экономикой. Наши фермеры тоже нуждаются в планировании.
Иначе что получается? Фермер в течение нескольких лет (не хватает средств) строит цех по выпуску каких-то продуктов. Однако когда фермер уже готов выпускать товар, выясняется, что его место давно занял кто-то другой.

Получается, что мониторинговые исследования в Татарстане не проводятся?

Р.М.:
Они не проводятся и в России. Фермеры нуждаются в прогнозировании. К примеру, сколько нужно зерна для скота, каков объем зерна необходим для внутреннего потребления.

Но у нас есть фермеры, которые, объединившись, успешно перерабатывают свою продукцию. Почему у них все получается?

Р.М.:
Эти люди доверяют друг другу, то есть работают на доверии. Одна голова хорошо, две - лучше. Разделение полномочий – основа успеха. Успешная кооперация и переработка продукции основывается на доверии партнеров. Если ты не можешь доверить человеку свои планы, зачем с ним работать?

Подведем итог сказанному. Фермер, наладивший собственную переработку продукции, на какой доход может рассчитывать?

Р.М.:
Переработка и продажа конечного продукта добавляет 25-30 процентов к стоимости товара. Если выпускается эксклюзивный продукт, то производитель может рассчитывать и на 100-процентную прибавку.
Комментарии
0  
Гость
Очень актуальное интервью в свете состоявшегося вчера под председательством Владимира Путина  совместного заседания Госсовета и Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Вопросы развития, поддержки и укрепления фермерских хозяйств поднимали многие выступающие.
Имя Цитировать 0  
0  
Гость
Очередной карьерист
Имя Цитировать 0  
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
мультимедиа
 Интервью с режиссером Оксаной Сенчуговой Передача высокотехнологичного медицинского оборудования для экстренного кровообращения для ДРКБ Восстановление Храма всех религий Круглый стол “Как убрать бездомных животных с улиц. Успешный и гуманный опыт Германии” Матч П/к посвященная совершенствованию акушерской службы РТ П/к, посвященная результатам экологического мониторинга реки Казанка П/к посвященная внесению изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» Интервью уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской П/к  посвященная особенностям приемной кампании  Казанского ГМУ в 2016 году. Муфтий Татарстана запустил в печать отредактированную версию «Казанского Корана» П/к посвященная II Республиканскому фестивалю-конкурсу «Национальная торговая марка» П/к посвященная реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения
Лучшие материалы

Пришло время качества

Профилактика подросткового суицида: памятка родителям

Рустем АБЯЗОВ: «Главное – заманить слушателя в зал»

Марат АХМЕТОВ: «В сельском хозяйстве должно везти с погодой»

«МЕГА Казань»: в новую десятилетку с новой концепцией

Реклама.